18 мая 2016 г.

Диалоги о памяти. Читаем и обсуждаем. Рассказ Сергея Георгиева «Дедушка»

Опубликовано:
     «Школьная библиотека сегодня и завтра». – 2015. - № 6. – С.65 – 66.

 Автор:
  Татьяна Валентиновна Васляева,заведующий методико-инновационным отделомМКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»г. Саров Нижегородской обл.

      В этом году к 70-летию Великой Победы  решили порассуждать с  ребятами  10-12 лет на такую тему:  нужна ли нам сегодня память о войне и в чем она, эта память, выражается.  Желание  обсудить эти вопросы возникло не случайно.
      Многие  ребята  говорят о том, что  тема войны для них слишком  страшная, поэтому   они стараются не читать книги и не смотреть фильмы об этом  периоде нашей  истории. А значит,  по сути, они  мало что знают о Великой Отечественной войне и  ко всему, что с ней связано, совершенно равнодушны.
       К сожалению, именно равнодушие, безразличие  и к событиям прошлого, и  к людям, мы видим в наши дни  прежде всего в поступках взрослых людей.  Поэтому  для нас  так важно  попытаться научить  детей  быть  внимательными и человечными.
      На вопрос «Как живется  в наши дни ветеранам?» (которым уже более 90 лет), дети уверенно отвечают, что хорошо.  Аргументируя свои ответы, приводят такие примеры: к  9 мая  всех участников  Великой Отечественной не забывают поздравить с праздником, их приглашают на  встречи,  дарят подарки. А ведь так нередко думают не только дети, но и многие взрослые!!!
      Мой вопрос  «Достаточно ли этого?» приводит  участников диалога в замешательство.  А разве нет? 
      Предполагая, что услышу именно такие ответы,
я и взяла для чтения и обсуждения рассказ С.Георгиева  «Дедушка» из сборника  «Собаки не ошибаются».   Хотелось не просто  почитать с ребятами  произведения, рассказывающие о подвигах и героизме  наших солдат в военные годы,  а   попытаться представить,  как порой непросто  выживать ветеранам сейчас.
      Сначала  говорим о том, кого вспоминают ребята, услышав  слово «дедушка».   Для  многих  моих собеседников ответ очевиден: это – близкий, родной человек.  Говорит ли название рассказа о том, каким будет его  тональность?
       Начинаем читать рассказ.  Мальчик Алеша  звонит из телефона-автомата  знакомому Славке. Тот обещал  продать аквариумных рыбок. Когда  в очередной раз Алеша услышал  короткие гудки в трубке, он неожиданно для самого себя  набрал один из номеров, написанных на стене  телефонной будки. 
        Пробуем по первым строчкам представить с ребятами, какой он - Алеша, сколько ему  лет.  Это важно для понимания дальнейших поступков мальчика.   Сходимся  на том, что ему лет - 8-10,  он  добрый и не жадный.
            Когда  в телефонной трубке неожиданно раздался голос, Алеша растерялся.  Состоявшийся разговор  между  ним и  пожилым человеком   вызвал у мальчика сильнейшее смятение. Он понимает, что дедушка  решил, что ему звонит внук.  О малыше, так дедушка все время обращался к собеседнику,  у Алеши  сложилось странное впечатление. Он понял, что ни  внук, ни его отец с дедушкой практически не общаются.  А  он постоянно следит за  жизнью внука, знает о его успехах в спорте и в  искусстве.  И очень  сильно скучает  по своим родным.
         Что же будет делать Алеша после такого странного разговора? Ребята говорят, что  обязательно  позвонит снова. Только мнения разделились: одни считают, чтобы извиниться и все объяснить, но тогда  он лишит дедушку надежды;  другие  говорят, что  Алеша  сделает это, потому что  хочет помочь дедушке… 
         Читаем дальше.  На следующий день  мальчик снова  набирает номер, который  удивительным образом  запомнился  до единой цифры.
         Дедушка  и на этот раз  больше говорит сам, чем  слушает  Алешу. Как будто боится, что не успеет сказать что-то очень важное и разговор прервется. Понимаем, что мальчик действительно планировал все объяснить, он чувствует себя обманщиком, но слыша слова дедушки  о том, как  он ждал и надеялся  на этот звонок,  так ничего и не говорит. Телефонные диалоги длятся всего несколько коротких минут, но этого достаточно, чтобы  Алеша  представил себе,  как непросто живется  этому неизвестному дедушке. Он сумел понять, какое одиночество и ненужность чувствует    пожилой человек.
     К тому же  в разговоре мальчик узнает, что  его собеседник  был на фронте, воевал на «Ильюхе - горбатом» и  из-за ран не может  выходить на улицу.  
Пытаемся  понять, о чем теперь размышляет  мальчик.

И продолжаем читать рассказ. 
   Диалог  Алеши с отцом. Информация о том, что дедушка  нашего героя  погиб в годы войны, сгорел в танке.  Вопросы  сына к отцу…
         Все это  очень  важно для  понимания поступков мальчика.  Ребята  очень хорошо  чувствуют, что с каждым разговором  для Алеши  чужой дедушка становится все ближе.   Я сознательно  не дочитываю  некоторые фразы, чтобы дать  ребятам  самим  проанализировать  мысли и чувства мальчика, понять причину его поступков. 
           Мои собеседники уже не сомневаются, что Алеша снова будет звонить. И то, что  мальчик легко в разговоре переходит на «ты» им тоже понятно. Он начинает  ощущать  с дедушкой  некую душевную  близость, он уже испытывает по отношению  к своему неведомому собеседнику   практически родственные чувства.
        И вот, наконец, развязка истории. Алеша идет в гости к дедушке. Он боится того, что будет дальше? А вдруг дедушка, увидев не родного внука, а чужого мальчишку, просто выставит его за дверь? 
Размышляем с ребятами, возможен ли такой вариант развития событий?  Все считают, что нет, что дедушка, конечно, понял, что  разговаривает по телефону  не со своим малышом.   Но  этому знакомству будет очень рад…

Потрясающий, на мой взгляд, финал рассказа. 
Алеша хочет предупредить  дедушку по телефону о своем приходе  (зачем???  Дедушка старенький, его нельзя волновать лишний раз.  Дети это  понимают ) и когда  долгое время никто не  снимает трубку,  он испытывает   такое сильное  душевное волнение:  «С дедушкой что-то случилось!!! Он там совсем один!!! Его нужно спасать -  Алешиного дедушку,  героя-летчика…». 
  Вижу слезы у многих ребят. В их глазах читается надежда на то, что все будет хорошо.  Они, такие разные дети, все мечтают, чтобы  дедушка  обрел новую семью, чтобы Алеша стал его  любящим внуком. И чтобы  дедушка  почувствовал себя нужным…
       На мой взгляд, совершенно удивительный рассказ, не оставляющий равнодушными  моих слушателей.  Возможно, после нашего разговора, эти дети, встретив в своей жизни не только ветерана, но и просто пожилого человека,  отнесутся к нему по-человечески.



Комментариев нет:

Отправить комментарий