11 мая 2016 г.

Wi-Fi на языке классики

Опубликовано:
Библиотечное дело. – 2015. - № 5 (239). – С.30-31.
Автор:
Якунчикова Ксения Николаевна, библиотекарь отдела «Отрочество»
МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина» г. Саров

Современная библиотека — это живой развивающийся организм, который должен идти в ногу со временем и подстраиваться под реалии жизни.
Современные дети — это сгусток энергии, которую родителям и педагогам так сложно направить в нужное русло, чем-то увлечь и заинтересовать. И это неудивительно… Современные технологии стремительно врываются в нашу жизнь, они увлекают за собой детей, поглощают их внимание, становятся, таким образом, частью жизни.
Для библиотеки новые технологии становятся серьезными соперниками. Но стоит ли соперничать? Может, стоит взять технические достижения на вооружение и сделать их нашими помощниками? А, главное, попробовать через них привлечь детей к книге?
Задача библиотекарей - найти достойный, интересный материал для создания библиотечных уроков, выставок и массовых мероприятий.
И именно здесь применение в реальной жизни виртуальных форм работы становится хорошим подспорьем в работе.
Действительно, время требует от нас интересных игровых идей по работе в виртуальной среде.
Ведь читатели, которые приходят в библиотеку, хотят не только взять книгу, но и отдохнуть, развлечься, найти друзей и единомышленников.
Уже несколько лет многие библиотеки страны активно применяют в своей работе доступ к Wi-Fi-ресурсам. Есть ли «от этого кота польза?» Несомненно. Современные библиотеки, находясь в условиях сокращения финансирования на комплектование книжного фонда и недостаточного технического оснащения, с помощью современных гаджетов читателей решают обе эти проблемы, предоставляя бесплатный беспроводной доступ к интернету. И это стало актуальной библиотечной услугой. Значок WI-FI волшебным образом помогает нам наполнять читальные залы читателями.
Но давайте попробуем взглянуть на библиотечный wi-fi с другой стороны… Может ли он помочь нам, библиотекарям, развить читательское любопытство, привлечь внимание к классической литературе?
Мы решили воспользоваться такой популярностью беспроводных сетей в библиотеке у читателей и  связать с ними библиотечный квест.
В уходящем году сотрудниками Пушкинки был реализован проект «Wi-Fi на языке классики», он прошел под эгидой Года Культуры и был посвящен юбилеям корифеев русской классической литературы – Н.В. Гоголю, А.С. Пушкину, И.А. Крылову и М.Ю. Лермонтову.
Формой работы была выбрана интерактивная выставка-квест, которая совмещала в себе интерактивные, игровые моменты и, что немало важно, – работу с книгой. Площадкой для работы стал читальный зал «Мир интеллекта» отдела «Отрочество».
У нас получился своеобразный выставочный триптих, который прошел в три этапа:
·        Апрель – выставка-квест «Таинственный Гоголь».
·        Июнь-июль – выставка-квест «Тайны классиков».
·        Октябрь – выставка-квест «Под Лермонтовской звездой».
Тон работе задал первый квест «Таинственный Гоголь», который начал свою работу в апреле и был посвящен 205-летию Н.В. Гоголя.
Для нас это было неким экспериментом. Как отреагируют читатели, узнав, что всегда доступный пароль от wi-fi теперь закодирован, что узнать его можно только пройдя все этапы выставки-квеста?
Да, мы рисковали. И, действительно, ребята сначала неохотно знакомились с выставкой. На этом этапе очень важна индивидуальная работа библиотекаря с каждым читателем, пришедшим в читальный зал. Если ему не уделить должного внимания, не рассказать об «изюминках» выставки и проекта в целом, то работу над проектом можно считать напрасной.
Но день за днем ребята активнее шли в читальный зал, приводили своих друзей, одноклассников, бурно им рассказывали о том, как они отгадывали пароль от Wi-Fi (кстати, паролем была выбрана дата сожжения второго тома «Мертвых душ»).
Второй этап проекта, реализованный во время летних каникул, в июне-июле, для читателей уже не стал сюрпризом, а скорее - долгожданным событием.
Видя вывеску «Выставка-квест «Тайны классиков», ребята подбегали к выставке и активно вовлекались в процесс прохождения этапов квеста и разгадывания пароля.
Лейтмотивом выставки стали юбилеи  А.С. Пушкина и И.А. Крылова.
Мы поставили перед собой непростую цель – представить классиков русской литературы с малоизвестной стороны. Так, к примеру, для многих ребят стало настоящим открытием, что Иван Андреевич Крылов с 1812 года и почти до конца жизни работал в Императорской публичной библиотеке Санкт-Петербурга в должности библиотекаря. Почти за 30 лет преданной службы, он составил каталог русских книг и получил орден Святого Владимира 4-й степени. Крылов был скромным человеком, жил при библиотеке в небольшой квартирке. Службу свою он очень любил, ведь его окружали верные спутники - книги.
В рамках летней выставки ребята также могли принять участие в «Крыловской» викторине или написать письмо в прошлое своему любимому писателю-классику.
Хотелось бы отметить, что целевую и возрастную направленность этого этапа проекта нам пришлось немного скорректировать. Дело в том, что в период летних каникул в читальный зал отдела «Отрочество» приходят не только старшеклассники, но и школьники начальной школы. Именно поэтому библиотекари уделили большое внимание сказкам Пушкина и басням Крылова. А прекрасным дополнением к квесту по выставке стали творческие мастерские, посвященные отдельному произведению представленного автора.
Завершила проект выставка «Под Лермонтовской звездой», посвященная 200-летию со дня рождения великого писателя. О нём, казалось бы, мы знаем уже так много, но, тем не менее, не знаем ничего. Прожив очень короткую, но яркую жизнь, он стал пассионарной личностью для своего времени.
«Миссия Лермонтова – одна из глубочайших загадок нашей культуры», – говорил Даниил Андреев, и эту мысль разделяли многие писатели и критики. Василий Васильевич Розанов писал: «Мне как-то он представляется духовным вождем народа. Да уж решусь сказать дерзость – он ушел бы «в путь Серафима Саровского». Не в тот именно, но в какой-то около этого пути лежащий путь».
Именно такая форма знакомства с литературой, как выставка-квест вызывает у ребят особый интерес, у них появляется приключенческий азарт.
А для нас, библиотекарей, такая работа очень ценна. Мы разговариваем с подростками по душам, чутко чувствуем друг друга. Индивидуально-групповая работа творит «политику малых дел». Но не она ли самая действенная? Мы акцентируем свое внимание на конкретного читателя, привлекая его в библиотеку и просвещая.
Библиотечный wi-fi и личные гаджеты стали в современном обществе не только способом развлечения. Они способны увлечь читателя в мир серьезной классической литературы, познакомить его с вехами жизни писателей-классиков и открыть некоторые секреты их биографии.
Приятно, что идея проекта «Wi-fi на языке классики» приглянулась и коллегам из других городов. Очень интересным нам показался проект библиотекарей из МУ «Централизованная библиотечная система г. Белово», которые провели wi-fi-акцию «Писательский юбилей». По словам Елены Хромовой, методиста библиотеки г. Белово, «в течение года было разработано шесть книжных выставок, посвященных писателям-юбилярам. По условиям акции - годы жизни писателей, литература о которых была представлена на выставке, являлись ключом-паролем к WI-FI выходу в интернет. Так, обращаясь к выставке, читатель ближе знакомился с представленными книгами и документами о писателе.
Большая роль здесь отводилась таланту библиотекаря: как умело и непринужденно преподнести материал так, чтобы ребятам захотелось взять книги с выставки в поиске нужной информации. Были разработаны блиц-вопросы, продуманные для каждой возрастной категории».
Аналогичную работу  провели и коллеги из Централизованной библиотечной системы г. Мурома. Они так же с помощью wi-fi  познакомили своих читателей с датами жизни писателей-юбиляров.
Вот таким интересным и плодотворным получился 2014 год, провозглашенный Годом культуры. Мы благодарим коллег  из г.Белово и г. Мурома за поддержку нашей  идеи. Надеемся, что в Год литературы она не потеряет своей актуальности и, возможно, благодаря коллегам из других регионов сможет развиться.
Мы же планируем в этот год осуществить новый проект  по продвижению чтения с помощью сервисов дополненной реальности. Надеемся, что он окажется не менее эффективным.


Комментариев нет:

Отправить комментарий