29 нояб. 2010 г.

Наука+практика

Есть одна мысль по поводу библиотечных исследований. Она в последнее время не дает мне покоя.  
Мы, как правило, исследуем  чтение...э..поверхностно, ставя задачу узнать, КАК МНОГО И ЧТО ИМЕННО читают люди. И в течение последних 15 лет приходим к удручающим выводам.  Здесь, мне кажется, есть причина, которую мы не хотим признавать:  библиотечные социологи и психологи не успевают сориентироваться в быстро изменяющемся  читательском мире (развитие технологий приводит к мутации читательских умений, к новым способам чтения), а соответственно не успевают предусмотреть все необходимые..м-м.. тестеры.  
 При этом библиотечные исследования нельзя назвать социологическими (если вдруг назовете, вас тут же поправят: дескать, вы не специалисты, слабО вам настоящие исследования проводить).
 А почему бы нам не исследовать влияние библиотечных методик и методик смежных наук на развитие читателей через книгу? Ведь это хорошая возможность показать, что мы нужны и полезны обществу. Чем кричать о том, как все плохо обстоит в обществе с чтением, лучше разрекламировать и  дать этому обществу наглядную «таблетку»: вот они, наши методики развития через книгу, приходите в библиотеку, и мы ваших детей разовьем и научим… Ведь люди всегда тянутся  больше к оптимистично настроенным, чем к ворчунам, правда? По-моему, это хорошая реклама для нас.
Но вот  разработать такие исследования будет для нас проблематично, мы действительно не специалисты. И здесь мне кажется целесообразной прямая работа с исследовательскими институтами. Думаю, такое сотрудничество может быть взаимовыгодным. Ведь библиотеки - это хорошие площадки для проведения исследований, у нас есть "живые" читатели разных возрастов.
Мы сейчас ведём такой эксперимент - исследовательский проект с институтом социологии РАН.  Проводим занятия по методике развития коммуникативных навыков  доктора социологических наук Т.З.Адамьянц. После каждого занятия тестируем детей, чтобы посмотреть, есть ли динамика развития (анкеты так же профессиональные, разработанные автором, и анализ исследования будут проводить профессиональные социологи). А попутно мы ведем свои наблюдения, корректируем занятия, добавляя библиотечные приемы, чтобы усилить эффект.   Когда все итоги будут подведены, хотим попробовать выйти с результатами на городское объединение методистов детских садов.
Вообще такая работа получилась у нас спонтанно, но результатами мы довольны. Пожалуй, стоит попробовать связаться, к примеру, с профессиональными психологами, педагогами, апробировать их методики. Мы уже сейчас убеждаемся, что оптимальный вариант - это синтез различных приемов и методик, но ведь их надо сначала изучить, отработать... Вот такие мысли.
 Да, а вот здесь впечатления о данной работе от лица моей напарницы, с которой мы ведем проект: "Размышления библиотекаря".  Они написаны для  нашего "рыжего ЖЖ", читатели которого в основном обычные люди, НЕ библиотекари (хотя и коллеги туда заглядывают). Один  из комментариев принадлежит автору методики, Тамаре Завеновне Адамьянц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий