17 янв. 2011 г.

Годовой отчет. Инновационная деятельность.


Решилась опубликовать эту часть отчета в надежде, что кто-нибудь  выскажет свое критическое мнение о нашем "рыжем ЖЖ": каким он видится со стороны? Я попробовала описать то, что задумывалось и что увидела сама, но глаз "замыленный").
Под катом - текст отчета . Там же есть ссылка на жж

Проект "Библиотека в виртуальной среде"
Мы считаем, что коммуникативная функция должна сегодня стать приоритетной в работе детских библиотек.  У нас  может и должна идти работа по развитию коммуникативных навыков, навыков толерантного общения через книгу. Позиционирование таких возможностей может стать той  библиотечной услугой, которая наверняка будет востребована пользователями. Именно в этом направлении  мы активизировали инновационную работу в 2010 году.
В мае 2010 года началась реализация инновационного проекта «Библиотека в виртуальной среде». Первый его этап – создание библиотечного блога МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина».
Проведена подготовительная работа: изучение библиотечной блогосферы (публикации в профессиональной периодике, знакомство с блогами в интернете); определена целевая аудитория (исследование «Ваш виртуальный мир»); разработка дизайна, основной тематической направленности.
С середины  июля 2010 года начал функционировать блог ЦСДБ им. А.С. Пушкина «Живность цвета огня» (http://v-pereplete.livejournal.com/). Целевая аудитория  16 +. Как показало исследование «Ваш виртуальный мир», в блогосреде подростков практически нет.
Читатели блога «Живность цвета огня» - в основном не библиотекари: студенты, ученые из Подмосковья, Астрахани, Харькова, молодые люди и пенсионеры.
Блог ведут четыре человека, в том числе подросток 16 лет.  Сделана ставка на личное «Я» блоггеров – мы говорим от своего имени, высказываем свое мнение,  спрашиваем мнение читателей. Все темы так или иначе касаются книг и чтения, позиционирования библиотеки. Некоторые посты имеют краеведческий уклон. Средние показатели за месяц:
Число просмотров страниц – 2100
Число посетителей – 450 (цифры даны БЕЗ УЧЕТА тех, кто просматривает посты в своей «ленте друзей», это  ежедневно около 50 человек).
Преобладающая страна – Россия (80%). Наиболее активные посетители – Нижегородская, Московская, Ленинградская обл., Урал.
Другие страны – наиболее активна Украина, есть  постоянные читатели из   Беларуси, Казахстана, США,  Гонконга.
Возрастная аудитория:
< 18 – 24%,
18-24 – 21 %;
25-34 – 16,2%;
35-44 – 23,3 %;
45+ - 15,7 %.
Ссылки на блог «Живность цвета огня»:
- http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=35
- http://community.livejournal.com/kot_semen/13884.html
- http://community.livejournal.com/kot_semen/23452.html
- http://tan-yales.livejournal.com/6457.html
- http://zimarin.livejournal.com/137998.html
SWOT-анализ
Сильные стороны
- высокая квалификация персонала
- инновационные способности
- предоставление качественных услуг
Слабые стороны
- недостаток кадров, а сл-но, сил и времени на поддержание
- разновозрастные пользователи с разными интересами, а сл-но, сложность выбора тематики
- маркетинговая деятельность
Возможности
- новые технологии
Курсы повышения квалификации по работе с соцсетями
Угрозы
- возможно появление конкурентов
- слабый спрос на услугу в городе

На данный момент блог работает в основном на Россию, а не на наш город. В Сарове крайне мало блоггеров, люди смутно представляют, что такое «блог», а потому не понимают суть данной работы. Кроме того, в силу маленькой территории и тесного сотрудничества с образовательными и воспитательными учреждениями, мы имеем практически 100% охват аудитории пользователей-детей, подростков, педагогов в реале.
Возможность дальнейшего развития видится в двух направлениях:
- для привлечение городского сообщества: в сторону акцентирования внимания на профессиональных интересах педагогов, родителей, вакцент не на диалог, а на информацию. Как вариант возможно углубление краеведческой направленности.
- продолжение работы с читателями из других городов России в том же ключе, привлечение новых читателей.
С октября 2010 года создано сообщество «НОКАУТ» в социальной сети «вконтакте» для членов молодежной библиотечной творческой группы (http://vkontakte.ru/club21527969). Это интерактивная площадка подросткового актива, где идет обсуждение идей, сценариев мероприятий, дается различная информация организационного плана.
Таким образом, оба виртуальных источника библиотеки нацелены на диалог с читателями, создание положительного имиджа библиотек и чтения, позиционирования работы конкретно нашей библиотеки.  Общее количество просмотров виртуальных источников за время их действия в 2010 году – 8900.
В 2011 году планируется разработка сайта библиотеки, активизация работы в социальной сети «вконтакте».

11 комментариев:

  1. Спасибо, интересный отчет, надеюсь, он сподвигнет меня на аналогичный подвиг :)
    Все же я не думаю, что блог в ЖЖ или на другой платформе способствует привлечению читателей, развитию диалога с ними, другое дело - социальные сети. Функция "информирование" (за исключением краеведческой составляющей), наверное, больше подходит сайту и соцсетям.
    А как вы определили возрастной состав читателей блога?
    И, я думаю, отсутствие местных блогов в вашем городе - это ваша сильная сторона. Это должно привлекать внимание к библиотеке, если вы выйдите за рамки чисто библиотечных тем.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за комментарий, дали почву и на "подумать" и на "поспорить" :-)
    Думаю, мы выбрали наиболее сложный путь. Сознательно. Но в целом, как нам кажется, результаты неплохие. Эта работа рассчитана не на колличество, а на качество, работа не массовая, а групповая и даже индивидуальная. У нас появились постоянные читатели и комментаторы. Комментарии в нашем жж часто интереснее, чем сам пост. Наша задача - поставить вопрос или "слово молвить" так, чтобы людям захотелось высказаться ответно, обсудить с нами.
    Сейчас с Украины к нам идет книжная посылка-подарок от читательницы. Некоторые друзья вслед за нами "заболели" составлением синквейнов и хокку,частенько "утаскивают" наши темы в свой жж, чтобы обсудить с друзьями. мы параллельно, с подачи друг друга (не только с нашей!) смотрим фильмы и читаем книги...Разве это не диалог?
    Нас несколько смущает то, что мы работаем не на свою целевую аудиторию, а на взрослых. Причем большинство - студенты и ученые, люди склонные к рефлексии и умеющие говорить, рассуждать. С другой стороны, мы взаимоинтересны, и это радует.
    Насчет "сильной стороны" - я думала об этом, просто пока никак не придумаю вариант раскрутки. Реклама в газете ничего не дала, здесь по-другому нужно.
    Статистика - в верхнем посте у нас показывается статистика просмотров и читателей, но мы под паролем заходим и видим гораздо больше - кто и откуда заходил, какие именно страницы просматривал, демография читателей, шкала посещений в течение дня, с каких сайтов переходили...И все равно этот счетчик не дает полной картины всех зашедших, не знаю, почему. По нашим примерным подсчетам, где-то треть читателей в статистике никак не отображаются.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Да, наши жж-френды и коллеги http://chitariki.livejournal.com/ тоже пытаются идти путем общения-информирования своих читателей... хотя, возможно они оценивают свой путь по-другому, не так, как увидела я)

    ОтветитьУдалить
  5. Да, читатели блога и реальные читатели, посещающие библиотеку - это разные люди. Я в своем комментарии имела ввиду вторую группу. Мне нравится, что вы четко представляете виртуальную аудиторию, с которой работаете.
    Боюсь, демографический счетчик в блоге напоминает прогноз погоды наших метеослужб :)

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за ссылку))
    Какая сложная тема (для меня). В некотором смысле мы находимся в очень схожем положении. Блогеров в городе раз-два и обчелся, блог путают с сайтом, нет привычки подключится к обсуждению, оставить комментарий (предпочитают посмотреть и все, в этом признались несколько человек в частной беседе). Хотя по последнему пункту начинаю грешить на себя, что не даем интересных тем. Хочется общения - но, видимо, пока ищем пути. Наш блог молодой, определеяемся и с аудиторией, и с методами (помним, что Москва не сразу строилась)) Наполнением блога занимаются несколько человек, но сама работа (занесение записей, просмотр ленты друзей, оставение комментов) - пока только на мне. Ищем варианты информирования о нас (той самой раскрутки), ищем пути привлечения посетителей.
    Ваш блог очень нравится, и я считаю, что вам удалось достичь немалых успехов во многом благодаря планированию этой деятельности и работе командой. То, что собралась может не та целевая аудитория - и минус, и плюс, ведь самое главное - что вы интересны, читаемы и вызываете отклик.

    ОтветитьУдалить
  7. демографический счетчик в блоге напоминает прогноз погоды наших метеослужб :)


    Мы заказывали полный отчет по статистике блога за ноябрь. Получили 15 страниц мелким шрифтом, сплошные диаграмы, оси координат, проценты и таблицы)). Забавное чтение, и выглядит внушительно.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за ссылку))
    Вам спасибо за такое мнение о нашем блоге). На самом деле, планирования как такового и не вовсе. Мы просто обсуждаем друг с другом, что могло бы быть интересно, можно ли ту или иную тему взять в жж.. но это было на начальном этапе, в последнее время все реже это делаем. Чаще посты друг друга бывают сюрпризом прежде всего для соавторов). Сейчас больше пишем экспромтом, полагаясь на интуицию и в самом деле личный интерес. А Эйр всегда так и делала, она ведь опытный блоггер)
    Вот и мы хотели - для педагогов, родителей и детей "в одном флаконе". Это очень сложно.У нас не получилось, слишком разные интересы и мотивации. Я и этот блог завела, чтобы не докучать читателям профессиональными заморочками.
    Но, думаю, есть вариант, если основывать блог на каких-то конкурсных заданиях, позиционировании отдельных детей (здесь есть вероятность оценок РАЗНЫХ, а мы все-таки стараемся только хвалить и не задевать самолюбие) Диалог тогда вряд ли получится, но вот читатели очень даже могут пойти.

    ОтветитьУдалить
  9. Да-да, все вместе невозможно соединить, так же как и быть привлекательными для всех. Пробуем, на ошибках учатся, это будет ценный опыт, если наши старания оправдаются. Мне лично очень хотелось бы привлечь в блог горожан, прямых пользователей нашей библиотеки, но больше работаем на интернет-аудиторию совсем не нашего города (что не есть плохо)).

    Но, несмотря на вашу неожиданность друг для друга в тематике постов, подразумевается, что общение в блоге идет от нескольких лиц. А это уже команда))

    ОтветитьУдалить
  10. *на ошибках учатся*

    Думаю, это не ошибки, а стремление к идеалу. Кто знает, может быть вы найдете оптимальный путь)

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за этот пост. Информация была очень полезна.Продолжайте в том же духе, С нетерпением жду обновлений! одноклассники бесплатная социальная сеть

    ОтветитьУдалить