7 февр. 2011 г.

Методдень. Консультация для сотрудников


План-конспект консультации

«Методические подходы к проведению массовых мероприятий
с детьми разного возраста. Мотивация»
(в основе - ж. «Литература» (приложение – «первое сентября»). 2009. № 14).

Мы продолжаем разговор о мотивации, кроме того, затронем принципы подготовки и проведения библиотечных мероприятий.
- Мнение учителя о наших мероприятиях: «Я так поняла, что они читают книги, пересказывают их детям и пытаются этими книгами увлечь».
Вы согласны, что это и есть методика нашей массовой работы? (ответы коллег).
Библиотекарь:
  • Педагог
  • Психолог
  • Актер
  • Режиссер
Почему мы об этом говорим?
То, как пройдет мероприятие, зависит от нескольких
факторов:
- от конкретного материала
- от индивидуальности библиотекаря (т.е. от вашего умения подать этот материал)
- от особенностей класса или группы детей.
Одно и то же мероприятие проходит по-разному с разными группами ребят.
Готовя какое-нибудь занятие, вы определяете его форму подачи (обзор, литературная игра, беседа…), пишете его текст, но это – заготовка. Вы должны учитывать многовариантность проведения, а это предполагает импровизацию в ходе занятия, когда вы увидели детей и поняли, как может пойти разговор.
Пример: для ст. : обзор книг-беседа-обсуждение-диспут
Для млад.: обзор книг-беседа-театрализованная игра-викторина(или импровизация)
Важен ваш принципиальный настрой на диалогичность занятия – готовность к неожиданным детским вопросам и ответам, вы сами должны создавать атмосферу диалога :
- дети должны видеть ваш интерес к их ответам
- постоянно должна идти стимуляция мотивации (та же похвала)
Готовя мероприятие, постарайтесь встать на место ребенка и за него ответить, чем эта тема (книга, информация) может быть интересна ребенку? Зачем ему это надо? – это должен быть не ответ взрослого, а именно ответ ребенка
К вопросу о нашей мотивации и о смысле нашей работы, который иногда необходимо донести до людей, далеких от библиотеки:
Главная цель детской библиотеки – хранить и передавать детям их законное культурное наследие – т.е.учить детей жить в этой культуре.
Всякая встреча «текста» и читателя – это диалог. Наша задача – организовывать этот диалог так, чтобы ОБА собеседника прозвучали осмысленно и глубоко.
Высказывание педагога-филолога: наша терминология и подходы к анализу текста имеют свойство устаревать гораздо быстрее, чем сами тексты (имеется ввиду, что школьные учебники постоянно меняются, так же, как и рекомендации к проведению уроков). И все это крайне односторонне по сравнению с самими текстами и множеством вполне законных и убедительных читательских интерпретаций, остающихся за пределами сиюминутной интеллектуальной моды.
Подбирая приемы подачи книги или какой-то информации, продумывая, как можно мотивировать детей к получению и усвоению этой информации, главное, от чего вы должны отталкиваться – это возрастная психология.
Принцип подготовки и проведения мероприятий для дошк.-мл. школьников. Нельзя строить занятие с пятиклассниками в форме лекции – они этого не оценят и, скорее всего, встанут на уши. И вообще, чем младше ребенок, тем чаще надо менять виды деятельности:
послушали - поговорили сами – поиграли – театрализовали – покричали – оценили (как жюри) - динамическая пауза - закрепление материала
Игровые моменты-закрепление материала (рефлексия читателя):
  • Шляпы понимания
  • ромашка
Подростки – о принципах подготовки и проведения мероприятий для них мы в последний месяц говорили много, но кое-что повторю.
Из газеты «Литература»: «…подростки с удовольствием отвечают на вопросы, касающиеся их личных интересов, пристрастий, вкусов».
  • Интересы подростков – их надо знать (т.е.необходимо постоянно вести мониторинг подростковой среды)
  • Идентификация своего мнения
  • Ввод малых исследовательских форм в занятия (блиц-опросы и блиц-анкетирования из 3-5 вопросов).
Примеры:
- мастер-класс: занятие нравственной тематики для подростков, в начале – блиц-опрос – «напишите на листочке три качества, которые вы больше всего цените в человеке».
- если дети подготовленные (прочитавшие книгу, о которой пойдет речь) – пример с.23/2.
- если это обсуждение книги, рассказа – работа в группах или парах - предложить построить завлекательные логические цепочки-поиски по тексту – пример – по Базарову – «Отцы и дети» (в библиотеке – приоритетна работа с текстом небольшого объема).
Гоголь «Ревизор» - нетрадиционный подход к подаче пьесы: «Еда и напитки в «Ревизоре». А.С. посмотрит, как эту информацию можно преломить для видеосалона, если это получится – мы раздадим вам материал. У вас на местах это может вылиться в нестандартное мероприятие в библиотеке – выставка-цитата «Гоголь рекомендует» или «С Гоголем на кухне» и т.п. – центральная книга – «Ревизор», вокруг нее – книги 37 отд. с рецептами блюд.
Мы должны стать для подростков взрослым читателем-авторитетом. Как это сделать? Никто не будет спорить, что энтузиазм заразителен. Чем больше его у преподавателя/библиотекаря, тем больше шансов увлечь детей.
Советы педагога – формы работы, которые интересны не только детям, но и родителям:
  • Школа юного литератора – рассказать ее элемент – карнавал «вокруг басен Крылова»
  • Запись диска (с любым писателем-юбиляром, конкурс чтецов в новом ключе)
  • Создание фотогалереи: от словесного портрета - к фотопортрету – к театральному портрету (та же минута славы, но оттолкнуться от одного произведения)

2 комментария:

  1. Очень маленький шрифт... ((( Пришлось копировать и распечатывать себе... А от чего это зависит?

    ОтветитьУдалить
  2. Иногда при копировани сбивается, хотя, вроде, и ставлю на "нормальный"(

    ОтветитьУдалить