Сегодня у меня большой праздник - увидела первый комментарий от педагога из Сарова)))). Очень хочется быть полезной для наших городских читателей, а для этого нужно знать, что конкретно их интересует. Но начало положено, надеюсь, диалог наладится.
В одном из предыдущих постов я уже затрагивала тему информационной грамотности и её воспитания в библиотеке. Но там - только размышления о том, что сейчас должно быть приоритетно - обучение поиску или же развитие навыков критического мышления (понимание информации, анализ, синтез нового знания).
О некоторых методиках было сказано в Шпаргалке для взрослых.
А под катом - мой вариант урока для подростков. Проводила его многократно (но нужен хороший темп, или же лучше разделить на два-три занятия и проработать методики подробнее; а мне нужен был именно обзорный вариант ). Детям интересно, педагоги приняли с большим одобрением, отметив важность темы.
В одном из предыдущих постов я уже затрагивала тему информационной грамотности и её воспитания в библиотеке. Но там - только размышления о том, что сейчас должно быть приоритетно - обучение поиску или же развитие навыков критического мышления (понимание информации, анализ, синтез нового знания).
О некоторых методиках было сказано в Шпаргалке для взрослых.
А под катом - мой вариант урока для подростков. Проводила его многократно (но нужен хороший темп, или же лучше разделить на два-три занятия и проработать методики подробнее; а мне нужен был именно обзорный вариант ). Детям интересно, педагоги приняли с большим одобрением, отметив важность темы.
При разработке занятия очень пригодились пособия
Свердловской областной детско-юношеской библиотеки:
Ивашина М.В. Человек и информация. Азбука информационной самостоятельности: учебное пособие для основной школы / М.В. Ивашина, Н.С. Сулимова. – Екатеринбург: Форум-книга, 2008. – 176с.
Мастерская чтения: программы читательского развития. – Екатеринбург, 2003. – С. 177-191
Основы информационной культуры. Методы свертывания текста
(библиотечный урок для учащихся 6-8 классов)
Добрый день, ребята. Не секрет, что абсолютно все люди хотят, чтобы им везло в жизни, хотят быть успешными. А вы задумывались когда-нибудь, от чего зависит успешность человека в наше время? (ответы ребят)
Наверное, вы слышали о том, что наш век называют веком информации. Действительно, информация приобретает сегодня огромное значение. От умения выделить главное в потоке текущей информации и правильно применить свои знания, от способности «красиво» себя подать, аргументировано, убедительно доказать свою позицию в том или ином вопросе, зависит успешность человека как в личной жизни, так и в профессиональном росте.
Есть много способов получения информации. Давайте попробуем их назвать.
Слайд 2 ( картинки: ухо, глаз, руки, приёмник..):
Дополнительные вопросы для ребят::
- благодаря каким органам чувств мы ее получаем ? (благодаря обонянию, осязанию, зрению, слуху),
- через какие информационные источники она к нам приходит? (средства СМИ, книги, общение…).
Но главным способом получения информации в ходе учебы и даже отдыха остается чтение (примеры – книги - учебные пособия, чтение книг как отдых и развлечение, Интернет-статьи, аннотации к компьютерным играм и фильмам… По данным статистики – 80% информации приходит к человеку из книг).
Есть разные способы чтения, многие из них вам знакомы, и вы, сами того не осознавая, часто пользуетесть ими. Но если их знать и четко осознавать, какая цель стоит перед вами при работе с текстом, вы можете выбрать тот способ, который в данном случае более уместен. Это поможет вам сэкономить время.
К примеру, выбирая книги в библиотеке или отбирая электронные статьи для написания реферата, вам необязательно полностью прочитывать все, достаточно просто просмотреть материалы или книги, отобрав нужные по тематике или по другому признаку. Это — чтение-просмотр.
Если вам дано задание найти дату (годы жизни писателя, ученого), достаточно сфокусировать внимание на цифрах в тексте, не вчитываясь в остальное. Этот способ называется чтением-сканированием.
Если вам дано задание написать сочинение по художественному произведению, то важно ознакомиться с текстом в полном варианте, иначе можно пропустить главный смысл, вложенный автором. Кроме того, при чтении художественной литературы всегда включается эмоциональное восприятие, которое во многом формирует ваше мнение о книге. А любое сочинение предполагает вашу личностную оценку произведения.
Современный человек должен многое уметь, и одним из главных навыков сегодня становится умение быстро запоминать информацию (и, естественно, понимать ее!). А как это сделать?
Есть хороший способ запоминания информации, который рекомендуют психологи. Узнав что-то, что может позже пригодиться, надо эту информацию «положить» на определенную полочку в мозгу – для этого подумайте, с чем эта информация у вас ассоциируется, проведите какие-то аналогии. Вам знакомы эти слова?
Слайд 3
Аналогия – это сходство между предметами, явлениями или людьми по каким-либо признакам.
Например:
Какой признак объединяет следующих литературных героев: царь Дадон, царевна-Лебедь, Балда, золотая рыбка? (все они – из сказок Пушкина)
Слайд 4
Ассоциация – это связь между какими-то явлениями, предметами, людьми, когда при упоминании одного возникает мысленный образ другого.
- Чтобы лучше это понять, послушайте рассказ Артура Гиваргизова «Нервный, как Кутузов» (громкое чтение с остановкам).
- Какие ассоциации у вас возникают в связи с названием? Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- "Женька Кутузов всегда спокойно относился к двойкам. И чем больше у него было двоек, тем спокойнее он к ним относился: двойкой больше, двойкой меньше – какая теперь разница. О его спокойствии ходили легенды, оно вошло в поговорку: «Спокойный, как Кутузов». Но однажды на уроке истории он разволновался. - Кутузов, к доске, - вызвала Вера Петровна. – Расскажи нам о Наполеоне и Кутузове. «Наверно, о папе», - подумал Женька. - Мой папа очень любит пирожное «Наполеон», - спокойно начал Женя, - но ему вредно сладкое и жирное, потому что… - При чем здесь твой папа? – спросила Вера Петровна".
- Вопрос детям: А как вы думаете, почему Женька начал рассказывать о папе?
- «Наверно, о дяде Славе», - подумал Женя.
- - Дядя Слава не любит «Наполеон», он вообще не есть сладкого, потому что…
- - Меня это не интересует, - сказала Вера Петровна.
- Дело не в том, что Женя боялся получить очередную двойку, дело – в принципе: этот урок он знал! «Может быть, о брате?!»
- - Моему брату Коле нельзя есть «Наполеон»! Ему всего два месяца! Он пьет только молоко!
- - Садись, «два»! – сказала Вера Петровна.
- - Это несправедливо! – возмутился Женя. – Можете проверить!
- Справедливо это или несправедливо – трудно разобраться. С тех пор Женя стал какой-то нервный, и все стали говорить: «Нервный, как Кутузов». Получилась такая новая поговорка".
Этот рассказ – яркий пример того, как возникают ассоциации. У многих из вас, наверно, если вы слышите какое-то знакомое имя, возникает мысленный образ знакомого человека. Благодаря ассоциациям часто совершаются научные открытия, изобретения.
Есть такая игра – «Дерево ассоциаций», которую можно использовать для создания заготовки к сочинению, отзыву о книге. Эта игра помогает установить необычные связи между различными предметами и явлениями. «Ствол» - это основная тема. Ветви – слова-ассоциации, от которых отходят веточки – следующие ассоциации (можно привести пример – вывести на слайд готовое «Дерево ассоциаций» или создать его вместе с детьми).
Еще один хороший способ — формулирование общих вопросов к прочитанному тексту (к примеру: О ЧЕМ ЭТОТ ТЕКСТ? ЧТО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТСЯ?).
Кроме подбора ассоциаций и аналогий (которые, кстати, способствуют и лучшему пониманию), для лучшего запоминания информации можно выделить ключевое слово-мысль, попробовать подобрать к нему рифму... Способов запоминания информации много, и важно владеть хотя бы некоторыми из них.
Одним из способов чтения является чтение АНАЛИТИЧЕСКОЕ. К такому чтению относятся все виды свертывания, сжатия информации. Ребята, а как вы понимаете значение фразы: «свертывание информации»? (это более краткое изложение содержания данной информации - статьи или книги).
Есть одна древняя восточная притча: «Персидский царь, большой книголюб, всегда брал с собой в путешествия свою библиотеку, перевозимую на 30 верблюдах. Конечно, возить такое количество книг было неудобно, и он поручил мудрецам извлечь из них главное, чтобы этот груз мог унести один верблюд. Потом и это показалось ему недостаточным, и он приказал мудрецам составить одну книгу из самых мудрых изречений, что они и сделали. Прочитав эту книгу, царь был восхищен способностью мудрецов находить главный смысл в книгах. Но он решил вновь испытать их и велел найти одну ключевую фразу. Мудрецы определили её: «Самое трудное для человека – познать самого себя».
Правы ли были древние мудрецы? Ответ на этот вопрос вам даст время. Постепенно набираясь знаний и опыта, вы сами для себя сможете определить и ключевую мысль своей жизни.
А то, что описывается в притче – не что иное, как умение работать с текстом–информацией, «сворачивать» его, выделяя главную суть. Уже тогда, в древности люди задумывались над тем, как из книг почерпнуть самые необходимые знания. Эти навыки важны для каждого из нас.
Вам когда-нибудь приходилось сворачивать информацию? (конечно, да). Какие виды школьных заданий это предполагают? (сочинение, конспектирование, пересказ, изложение, сообщение, доклад или реферат…).
Есть разные методы свертывания информации. И ими тоже очень важно владеть — это необходимо в школьной жизни и пригодится в институте. Правила свертывания текста нужно выучить и понять также, как и любое другое правило, чтобы потом применять на практике в процессе подготовки школьных заданий. Это будет гарантией получения хороших оценок.
У Григория Остера есть такой поучительный рассказ - «Школьный сонник»: «Одному ученику в ночь перед диктантом явился во сне ангел с красными перьями и сказал: «Поставь посредине комнаты стул, положи под него учебник русского языка и 44 раза прошепчи: «Хочу четверку». Потом сядь на стул, достань из-под него учебник, открой на 44 странице и выучи правило в рамочке». Ученик проснулся и сделал все, как сказал ангел, только последнего указания не выполнил – правило выучить забыл. И получил за диктант не 4, а 3».
Так что на приметы надейся, а правила все-таки учи.
С некоторыми методами свертывания информации вы уже знакомы. К примеру, прежде чем писать сочинение, вы составляете… что? (план). Что такое план? (это структура статьи, будущего текста, его схема). В книге примером плана является оглавление (содержание). План может быть простым и развернутым.
Что такое аннотация? (краткая характеристика книги или статьи, раскрывающая её содержание, назначение и другие особенности).
Что такое конспект? (краткое, но связное и последовательное изложение существующего содержания статьи, главы книги. В конспект обычно заносятся основные положения, важные факты, цифры, цитаты). Кстати, когда вы учите устные задания по истории, биологии, географии и др.предметам, очень полезно выписывать для себя какие-то ключевые слова, даты, составлять схемы и таблицы — это облегчает запоминание и понимание, а также обостряет ваше внимание.
Слайд 6
При конспектировании можно пользоваться двумя приемами:
- передавать мысль автора без изменения, но в более кратком объеме,
- излагать мысль автора своими словами, но обязательно сохраняя смысл.
Попробуйте разобраться, каким способом свертывания текста я воспользовалась (на примере сказки «Репка»).
Слайд 7
| |
План |
|
Аннотация | Русская народная сказка для малышей. Необычайно большая репка уродилась на огороде. Собрать такой урожай можно, только объединив усилия всей семьи. |
Конспект | Уродилась на огороде огромная репка. Чтобы ее вытянуть, деду пришлось постепенно позвать всю семью: бабку, внучку, Жучку, Кошку и Мышку. Только когда все были в сборе, удалось вытянуть репку. |
На уроках литературы вы изучаете и работаете с художественными произведениями. Особенность художественной литературы в том, что она воздействует на эмоции и с помощью создаваемых образов заставляет работать воображение, искать аналогии, вызывает ассоциации, и, следовательно, помогает развивать мышление. Наверняка каждому из вас приходилось писать отзыв о прочитанной художественной книге или сочинение по пройденному на уроке литературы произведению.
Слайд 8
Отзывы о книге и сочинения – это методы свертывания информации, предполагающие также ваше личное восприятие текста. А, поскольку все вы разные, каждый отзыв неповторим. Когда вы пишете отзыв или сочинение, включается еще один вид чтения - эстетическое чтение, которое предполагает и эмоциональное переживание, и понимание текста (его анализ).
Все ли вы хорошо пишете отзывы? (ответы ребят). Наверняка многие из вас сталкиваются с тем, что не знают, как начать и о чем писать в отзыве.
Для написания отзыва можно использовать стратегию «Пирамида», которая помогает создавать основу (конечно, это будет «полуфабрикат», который необходимо дополнить!):
- О чем книга (1 слово)
- Особенности книги (2 слова)
- Место и время действия (3 слова)
- Главные события (4 слова)
- Главные герои (5 слов)
- Что чувствовал, когда читал начало, середину, конец книги? (6 слов)
- Главный смысл книги (7 слов)
- Твоя реклама/антиреклама, рекомендация книги (8 слов).
- После того, как будет создана такая пирамида, нужно дописать, дополнить новыми мыслями каждую строчку (пример – готовую «Пирамиду» по известному произведению вынести на слайд)
Слайд 9
Есть один интересный и оригинальный способ написания отзыва или сочинения о книге. Эта технология называется РАФТ.Стратегия РАФТ определяет 4 параметра у будущего текста:
- Р – роль. Кто ты? От чьего имени пишешь?
- А – аудитория. Для кого ты пишешь?
- Ф – формат. В какой форме ты пишешь? (рассказ, сказка, эссе, анекдот, басня, диалог..)
- Т – тема. О чем ты пишешь? Какова идея твоего текста?
- (зачитать пример из книги «Человек и информация» - авт. М.В.Ивашина)
- А на следующем способе анализа и сжатия текста мы остановимся особо.
СИНКВЕЙН (в переводе с французского «пятистрочие») – короткое литературное произведение из 5 строк, характеризующее предмет (тему). - Слайд 10
- СИНКВЕЙН – это: - инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.
- средство творческого самовыражения.
- обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать ключевую фразу, т.е. идею произведения;
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.СИНКВЕЙН получается у всех. - По другому его можно назвать лингвистической моделью и представить следующей схемой:
Слайд 11
_________ ______ _____ ______ ________ ________ __ __ __ ___ ___ ____ ______ |
|
- ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:
- 1 строчка (Кто? Что?) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание.
- 2 строчка (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных или причастия, характеризующих данное понятие.
- 3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме.
- 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или её суть.
- 5 строчка – одно слово (существительное) – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке. - Синквейн может быть использован: - для интерпретации названия произведения - для краткого пересказа произведения или какой-либо темы (урока) - для характеристики персонажа, явления, события.
- Почва
Глинистая или песчаная
Чернеет, краснеет, вымывается
В ней главное – перегной
Кормилица - История
гуманитарная, подлинная
расследует, устанавливает, черпает
изучает человека в прошлом
знание - Включив синквейн в сочинение по прочитанному произведению, вы очень украсите свою работу и наверняка приятно удивите своего учителя литературы. Кроме того, синквейн – это хороший способ «положить на полочку» в уме главную информацию по пройденной теме любого урока.
- Как я уже сказала, синквейн – это не только способ анализа и обобщения информации, но и способ выражения личного восприятия, впечатления от события или книги:
Слайд 12
Примеры:
Пеппи | |
|
|
Творческое задание (выполняется в парах или группах): сочинить синквейн.
Варианты тем:
- прочитать короткий рассказ и предложить написать синквейн по нему (рассказы А.Гиваргизова, из серьезных и поучительных - я читала Бредбери«Все лето в один день», Астафьева «Зачем я убил коростеля?»...)
- о любом персонаже сказки Пушкина,
- последнее пройденное произведение по литературе...
- тематика комплексной программы, в рамках которой проходит урок...
Подведение итогов. Ребята зачитывают свои синквейны.
- Слайд 13
- Итоговое слово библиотекаря, закрепление материала (о чем мы сегодня говорили? Что запомнилось?).
Разработала заместитель директора по методико-инновационной деятельности Т.М.Плохотник
Комментариев нет:
Отправить комментарий