16 февр. 2011 г.

Воспитание информационной культуры

Сегодня у меня большой праздник - увидела первый комментарий от педагога из  Сарова)))).  Очень хочется быть полезной для наших городских читателей, а для этого нужно знать, что конкретно их интересует. Но начало положено, надеюсь, диалог наладится.
  В одном из предыдущих постов  я уже затрагивала тему информационной грамотности и её воспитания в библиотеке.  Но там - только размышления о  том, что сейчас должно быть приоритетно - обучение поиску или же развитие навыков критического мышления (понимание информации, анализ, синтез нового знания).
О некоторых методиках было сказано в  Шпаргалке для взрослых.
 А под катом - мой вариант урока для подростков. Проводила его многократно (но нужен хороший темп, или же  лучше разделить на два-три занятия и проработать методики подробнее; а мне нужен был именно обзорный вариант ).  Детям интересно, педагоги приняли с большим одобрением, отметив важность темы.
При  разработке занятия очень пригодились пособия
 Свердловской областной детско-юношеской библиотеки:
 Ивашина М.В. Человек и информация. Азбука информационной самостоятельности: учебное пособие для основной школы / М.В. Ивашина, Н.С. Сулимова. – Екатеринбург: Форум-книга, 2008. – 176с.
 Мастерская чтения: программы читательского развития. – Екатеринбург, 2003. – С. 177-191

Основы информационной культуры. Методы свертывания текста
(библиотечный урок для учащихся 6-8 классов)
Добрый день, ребята. Не секрет, что абсолютно все люди хотят, чтобы им везло в жизни, хотят быть успешными. А вы задумывались когда-нибудь, от чего зависит успешность человека в наше время? (ответы ребят)
Наверное, вы слышали о том, что наш век называют веком информации. Действительно, информация приобретает сегодня огромное значение. От умения выделить главное в потоке текущей информации и правильно применить свои знания, от способности «красиво» себя подать, аргументировано, убедительно доказать свою позицию в том или ином вопросе, зависит успешность человека как в личной жизни, так и в профессиональном росте.
Есть много способов получения информации. Давайте попробуем их назвать.
Слайд 2 ( картинки: ухо, глаз, руки, приёмник..):
Дополнительные вопросы для ребят::
- благодаря каким органам чувств мы ее получаем ? (благодаря обонянию, осязанию, зрению, слуху),
- через какие информационные источники она к нам приходит? (средства СМИ, книги, общение…).
Но главным способом получения информации в ходе учебы и даже отдыха остается чтение (примеры – книги - учебные пособия, чтение книг как отдых и развлечение, Интернет-статьи, аннотации к компьютерным играм и фильмам… По данным статистики – 80% информации приходит к человеку из книг).
Есть разные способы чтения, многие из них вам знакомы, и вы, сами того не осознавая, часто пользуетесть ими. Но если их знать и четко осознавать, какая цель стоит перед вами при работе с текстом, вы можете выбрать тот способ, который в данном случае более уместен. Это поможет вам сэкономить время.
К примеру, выбирая книги в библиотеке или отбирая электронные статьи для написания реферата, вам необязательно полностью прочитывать все, достаточно просто просмотреть материалы или книги, отобрав нужные по тематике или по другому признаку. Это — чтение-просмотр.
Если вам дано задание найти дату (годы жизни писателя, ученого), достаточно сфокусировать внимание на цифрах в тексте, не вчитываясь в остальное. Этот способ называется чтением-сканированием.
Если вам дано задание написать сочинение по художественному произведению, то важно ознакомиться с текстом в полном варианте, иначе можно пропустить главный смысл, вложенный автором. Кроме того, при чтении художественной литературы всегда включается эмоциональное восприятие, которое во многом формирует ваше мнение о книге. А любое сочинение предполагает вашу личностную оценку произведения.
Современный человек должен многое уметь, и одним из главных навыков сегодня становится умение быстро запоминать информацию (и, естественно, понимать ее!). А как это сделать?
Есть хороший способ запоминания информации, который рекомендуют психологи. Узнав что-то, что может позже пригодиться, надо эту информацию «положить» на определенную полочку в мозгу – для этого подумайте, с чем эта информация у вас ассоциируется, проведите какие-то аналогии. Вам знакомы эти слова?
Слайд 3
Аналогия – это сходство между предметами, явлениями или людьми по каким-либо признакам.
Например:
Какой признак объединяет следующих литературных героев: царь Дадон, царевна-Лебедь, Балда, золотая рыбка? (все они – из сказок Пушкина)
Слайд 4
Ассоциация – это связь между какими-то явлениями, предметами, людьми, когда при упоминании одного возникает мысленный образ другого.
Чтобы лучше это понять, послушайте рассказ Артура Гиваргизова «Нервный, как Кутузов» (громкое чтение с остановкам).
Какие ассоциации у вас возникают в связи с названием? Как вы думаете, о чем пойдет речь?
"Женька Кутузов всегда спокойно относился к двойкам. И чем больше у него было двоек, тем спокойнее он к ним относился: двойкой больше, двойкой меньше – какая теперь разница. О его спокойствии ходили легенды, оно вошло в поговорку: «Спокойный, как Кутузов». Но однажды на уроке истории он разволновался. - Кутузов, к доске, - вызвала Вера Петровна. – Расскажи нам о Наполеоне и Кутузове. «Наверно, о папе», - подумал Женька. - Мой папа очень любит пирожное «Наполеон», - спокойно начал Женя, - но ему вредно сладкое и жирное, потому что… - При чем здесь твой папа? – спросила Вера Петровна".
Вопрос детям: А как вы думаете, почему Женька начал рассказывать о папе?
«Наверно, о дяде Славе», - подумал Женя.
- Дядя Слава не любит «Наполеон», он вообще не есть сладкого, потому что…
- Меня это не интересует, - сказала Вера Петровна.
Дело не в том, что Женя боялся получить очередную двойку, дело – в принципе: этот урок он знал! «Может быть, о брате?!»
- Моему брату Коле нельзя есть «Наполеон»! Ему всего два месяца! Он пьет только молоко!
- Садись, «два»! – сказала Вера Петровна.
- Это несправедливо! – возмутился Женя. – Можете проверить!
Справедливо это или несправедливо – трудно разобраться. С тех пор Женя стал какой-то нервный, и все стали говорить: «Нервный, как Кутузов». Получилась такая новая поговорка".
Этот рассказ – яркий пример того, как возникают ассоциации. У многих из вас, наверно, если вы слышите какое-то знакомое имя, возникает мысленный образ знакомого человека. Благодаря ассоциациям часто совершаются научные открытия, изобретения.
Есть такая игра – «Дерево ассоциаций», которую можно использовать для создания заготовки к сочинению, отзыву о книге. Эта игра помогает установить необычные связи между различными предметами и явлениями. «Ствол» - это основная тема. Ветви – слова-ассоциации, от которых отходят веточки – следующие ассоциации (можно привести пример – вывести на слайд готовое «Дерево ассоциаций» или создать его вместе с детьми).
Еще один хороший способ — формулирование общих вопросов к прочитанному тексту (к примеру: О ЧЕМ ЭТОТ ТЕКСТ? ЧТО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТСЯ?).
Кроме подбора ассоциаций и аналогий (которые, кстати, способствуют и лучшему пониманию), для лучшего запоминания информации можно выделить ключевое слово-мысль, попробовать подобрать к нему рифму... Способов запоминания информации много, и важно владеть хотя бы некоторыми из них.
Одним из способов чтения является чтение АНАЛИТИЧЕСКОЕ. К такому чтению относятся все виды свертывания, сжатия информации. Ребята, а как вы понимаете значение фразы: «свертывание информации»? (это более краткое изложение содержания данной информации - статьи или книги).
Есть одна древняя восточная притча: «Персидский царь, большой книголюб, всегда брал с собой в путешествия свою библиотеку, перевозимую на 30 верблюдах. Конечно, возить такое количество книг было неудобно, и он поручил мудрецам извлечь из них главное, чтобы этот груз мог унести один верблюд. Потом и это показалось ему недостаточным, и он приказал мудрецам составить одну книгу из самых мудрых изречений, что они и сделали. Прочитав эту книгу, царь был восхищен способностью мудрецов находить главный смысл в книгах. Но он решил вновь испытать их и велел найти одну ключевую фразу. Мудрецы определили её: «Самое трудное для человека – познать самого себя».
 Правы ли были древние мудрецы? Ответ на этот вопрос вам даст время. Постепенно набираясь знаний и опыта, вы сами для себя сможете определить и ключевую мысль своей жизни.
А то, что описывается в притче – не что иное, как умение работать с текстом–информацией, «сворачивать» его, выделяя главную суть. Уже тогда, в древности люди задумывались над тем, как из книг почерпнуть самые необходимые знания. Эти навыки важны для каждого из нас.
Вам когда-нибудь приходилось сворачивать информацию? (конечно, да). Какие виды школьных заданий это предполагают? (сочинение, конспектирование, пересказ, изложение, сообщение, доклад или реферат…).
Есть разные методы свертывания информации. И ими тоже очень важно владеть — это необходимо в школьной жизни и пригодится в институте. Правила свертывания текста нужно выучить и понять также, как и любое другое правило, чтобы потом применять на практике в процессе подготовки школьных заданий. Это будет гарантией получения хороших оценок.
У Григория Остера есть такой поучительный рассказ - «Школьный сонник»: «Одному ученику в ночь перед диктантом явился во сне ангел с красными перьями и сказал: «Поставь посредине комнаты стул, положи под него учебник русского языка и 44 раза прошепчи: «Хочу четверку». Потом сядь на стул, достань из-под него учебник, открой на 44 странице и выучи правило в рамочке». Ученик проснулся и сделал все, как сказал ангел, только последнего указания не выполнил – правило выучить забыл. И получил за диктант не 4, а 3».
Так что на приметы надейся, а правила все-таки учи.
С некоторыми методами свертывания информации вы уже знакомы. К примеру, прежде чем писать сочинение, вы составляете… что? (план). Что такое план? (это структура статьи, будущего текста, его схема). В книге примером плана является оглавление (содержание). План может быть простым и развернутым.
Что такое аннотация? (краткая характеристика книги или статьи, раскрывающая её содержание, назначение и другие особенности).
Что такое конспект? (краткое, но связное и последовательное изложение существующего содержания статьи, главы книги. В конспект обычно заносятся основные положения, важные факты, цифры, цитаты). Кстати, когда вы учите устные задания по истории, биологии, географии и др.предметам, очень полезно выписывать для себя какие-то ключевые слова, даты, составлять схемы и таблицы — это облегчает запоминание и понимание, а также обостряет ваше внимание.
Слайд 6
При конспектировании можно пользоваться двумя приемами:
- передавать мысль автора без изменения, но в более кратком объеме,
- излагать мысль автора своими словами, но обязательно сохраняя смысл.
Попробуйте разобраться, каким способом свертывания текста я воспользовалась (на примере сказки «Репка»).
Слайд 7
<><><><><><><><><><>


РЕПКА
План
  1. Вступление. Появление Репки.
  2. Основная часть: Поиск сил для сбора урожая
  3. Финал: Сила – в единстве.
Аннотация
Русская народная сказка для малышей. Необычайно большая репка уродилась на огороде. Собрать такой урожай можно, только объединив усилия всей семьи.
Конспект
Уродилась на огороде огромная репка. Чтобы ее вытянуть, деду пришлось постепенно позвать всю семью: бабку, внучку, Жучку, Кошку и Мышку. Только когда все были в сборе, удалось вытянуть репку.
На уроках литературы вы изучаете и работаете с художественными произведениями. Особенность художественной литературы в том, что она воздействует на эмоции и с помощью создаваемых образов заставляет работать воображение, искать аналогии, вызывает ассоциации, и, следовательно, помогает развивать мышление. Наверняка каждому из вас приходилось писать отзыв о прочитанной художественной книге или сочинение по пройденному на уроке литературы произведению.
Слайд 8
Отзывы о книге и сочинения – это методы свертывания информации, предполагающие также ваше личное восприятие текста. А, поскольку все вы разные, каждый отзыв неповторим. Когда вы пишете отзыв или сочинение, включается еще один вид чтения - эстетическое чтение, которое предполагает и эмоциональное переживание, и понимание текста (его анализ).
Все ли вы хорошо пишете отзывы? (ответы ребят). Наверняка многие из вас сталкиваются с тем, что не знают, как начать и о чем писать в отзыве.
Для написания отзыва можно использовать стратегию «Пирамида», которая помогает создавать основу (конечно, это будет «полуфабрикат», который необходимо дополнить!):
  1. О чем книга (1 слово)
  2. Особенности книги (2 слова)
  3. Место и время действия (3 слова)
  4. Главные события (4 слова)
  5. Главные герои (5 слов)
  6. Что чувствовал, когда читал начало, середину, конец книги? (6 слов)
  7. Главный смысл книги (7 слов)
  8. Твоя реклама/антиреклама, рекомендация книги (8 слов).
После того, как будет создана такая пирамида, нужно дописать, дополнить новыми мыслями каждую строчку (пример – готовую «Пирамиду» по известному произведению вынести на слайд)
Слайд 9
Есть один интересный и оригинальный способ написания отзыва или сочинения о книге. Эта технология называется РАФТ.Стратегия РАФТ определяет 4 параметра у будущего текста:
Р – роль. Кто ты? От чьего имени пишешь?
А – аудитория. Для кого ты пишешь?
Ф – формат. В какой форме ты пишешь? (рассказ, сказка, эссе, анекдот, басня, диалог..)
Т – тема. О чем ты пишешь? Какова идея твоего текста?
(зачитать пример из книги «Человек и информация» - авт. М.В.Ивашина)
А на следующем способе анализа и сжатия текста мы остановимся особо.
СИНКВЕЙН (в переводе с французского «пятистрочие») – короткое литературное произведение из 5 строк, характеризующее предмет (тему).
Слайд 10
СИНКВЕЙН – это: - инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.
- средство творческого самовыражения.
- обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать ключевую фразу, т.е. идею произведения;
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
СИНКВЕЙН получается у всех.
По другому его можно назвать лингвистической моделью и представить следующей схемой:
Слайд 11
<><><><><><><><><><>
_________
______ _____
______ ________ ________
__ __ __ ___ ___ ____
______



1 строчка — кто?(что?
2строчка — какой(какая? Какое?)
3 строчка — что делает?
4 строчка - Ключевая фраза-мысль
5 строчка - слово-синоним, ассоциация к первой строчке

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:
- 1 строчка (Кто? Что?) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание.
- 2 строчка (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных или причастия, характеризующих данное понятие.
- 3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме.
- 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или её суть.
- 5 строчка – одно слово (существительное) – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Синквейн может быть использован: - для интерпретации названия произведения - для краткого пересказа произведения или какой-либо темы (урока) - для характеристики персонажа, явления, события.
Почва
Глинистая или песчаная
Чернеет, краснеет, вымывается
В ней главное – перегной
Кормилица
История
гуманитарная, подлинная
расследует, устанавливает, черпает
изучает человека в прошлом
знание
Включив синквейн в сочинение по прочитанному произведению, вы очень украсите свою работу и наверняка приятно удивите своего учителя литературы. Кроме того, синквейн – это хороший способ «положить на полочку» в уме главную информацию по пройденной теме любого урока.
Как я уже сказала, синквейн – это не только способ анализа и обобщения информации, но и способ выражения личного восприятия, впечатления от события или книги:
Слайд 12
Примеры:
<><><><><><><><><><>
Пеппи


Смелая и веселая
Придумывает, защищает, спасает
Без нее мир тускнеет
Фантазерка


Невоспитанная и непослушная
Спорит, дерется, не учится
Где она – там бардак
Хулиганка
Творческое задание (выполняется в парах или группах): сочинить синквейн.
Варианты тем:
  • прочитать короткий рассказ и предложить написать синквейн по нему (рассказы А.Гиваргизова, из серьезных и поучительных  - я читала Бредбери«Все лето в один день», Астафьева «Зачем я убил коростеля?»...)
  • о любом персонаже сказки Пушкина,
  • последнее пройденное произведение по литературе...
  • тематика комплексной программы, в рамках которой проходит урок...
Подведение итогов. Ребята зачитывают свои синквейны.
Слайд 13
Итоговое слово библиотекаря, закрепление материала (о чем мы сегодня говорили? Что запомнилось?).


Разработала заместитель директора по методико-инновационной деятельности Т.М.Плохотник

Комментариев нет:

Отправить комментарий