26 февр. 2011 г.

Мысли. Люди. Встречи. Саров

Сегодня мне снова  в дорогу. Целую неделю буду далеко от дома, от родных людей.  Меня ждёт  город, в котором я давно мечтала побывать,  ждут новые открытия  и встречи с коллегами-единомышленниками.
Я люблю путешествовать. Но всегда перед самым отъездом я с какой-то щемящей нежностью думаю о своём городе, перебираю мысленно "саровские картинки", с гордостью вспоминаю его историю.  Наверное, потому, что везде, где я бываю, найдется хоть один человек, который с уважением и интересом воскликнет: "Так Вы из того самого Сарова?!"
А еще я вспоминаю людей, с которыми меня здесь свела судьба.
На днях встречалась со своей учительницей, классной руководительницей Людмилой Александровной Власовой. Признайтесь честно, вы помните своих учителей? Встречаетесь с ними? Делитесь своей взрослой, послешкольной жизнью? Здорово, если так.
Мне и моим одноклассникам очень повезло, потому что энергией своей учительницы мы подпитываемся до сих пор. Большинство из нас признаётся, что, если бы не она... очень многого в нашей жизни не случилось бы.  Вот меня-библиотекаря-по жизни, всех моих библиотечных идей точно никогда не было бы, а это плохо. Потому что работа в библиотеке - это МОЁ.  Вообще-то, я не совсем реализовала мечту Людмилы Александровны - она надеялась, что со временем я буду её сменой  в школе - стану учителем русского языка и литературы. Но все равно, я ведь осталась с КНИГОЙ и  чтением на всю жизнь))))).  И... СПАСИБО  ЕЙ  ЗА  ЭТО.
Во время нашей встречи Л.А. показала мне своё эссе об ученом, который когда-то жил и работал в нашем городе.  Мне так захотелось поделиться им с вами!  Здесь вы не найдете перечня открытий и непонятных физических формул. Надеюсь, вы увидите ЧЕЛОВЕКА,  живого, интересного, нестандартного.   Крохотная зарисовка,  пара штрихов из жизни.. Но, если вам будет это интересно, я обязательно расскажу  еще такие истории из жизни наших ученых.

Автор: учитель русского языка и литературы Л.А.Власова 
"Зачем Вы посетили нас?  В глуши забытого селенья..." – такой вопрос я бы задала... как вы думаете,    кому? Не стану мучить догадками. Его я адресую лауреату Нобелевской премии А.Д. Сахарову
.   
(на фото - дом в Сарове, где жил А.Д.Сахаров)

Из воспоминаний А.Д.Сахарова: «1946 и 1947 гг. я дважды отказался от искушения покинуть ФИАН и теоретическую физику переднего края. В 1948 году меня уже никто не спрашивал», - с сожалением ответит Андрей Дмитриевич. Почему с сожалением? Да, именно с сожалением. А как же иначе? Летом 1948 года он был самым счастливым мужем и отцом. Каждое воскресенье ездил к жене и дочери на дачу с продовольственными сумками и проводил там одну-две ночи. Любовался «блеском воды, солнцем, свежей зеленью, скользящими по водохранилищу яхтам».
 И вдруг - перевод на «объект», под руководство Игоря Евгеньевича Тамма. Заметьте, тоже лауреата Нобелевской премии! Несомненно, задача группы оказалась сложной: провести теоретические расчетные работы с целью выяснения возможности создания водородной бомбы.
А потом работа, увлеченная работа, непомерный труд. И «в глуши забытого селенья» родилась «Слойка – Лидочка» и «Толстяк» (водородные бомбы). Дмитрию Сахарову всего 32 года. Его по отчеству непривычно называть, а он уже академик. А молодость берет своё. Редко, но резвился. Во время ледохода на реке Сатис стал прыгать с льдины на льдину, чем сильно напугал своего телохранителя, который стал догонять его по льдине и кричать привычное: «Стой, стрелять буду!». То создаст шуточные картинки-шаржи, нарисованные во время заседаний на  себя и своих коллег. Особенно умиляет автопортрет (с длинным носом)))
.

Какая самокритика!!! Длинный нос, которому до всего есть дело. Возможно, этот самый нос уже тогда почувствовал беду, которую могут принести человечеству ядерные испытания. Шесть лет Андрей Дмитриевич проживет на «объекте», потом в Кремлёве, четыре в Арзамасе-75, но не посчастливится жить в Сарове, который сегодня уже никак не назовешь «забытым селеньем».
Святая саровская земля в далеком 1948 приняла Андрея Дмитриевича Сахарова, чтобы взрастить на своей почве «отца советской водородной бомбы» и лауреата Нобелевской премии мира.
Надеюсь, Вам, так же, как и мне, было интересно это прочитать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий