5 мар. 2011 г.

Методики читательского развития

Мы акцентируем внимание на развитии коммуникативных навыков через книгу и чтение.  Поэтому изучаем и внедряем в практику различные приемы и методики. Некоторые из них берем в первоначальном виде, а какие-то - трансформируем, берем или в усеченном виде, или используя лишь "внешнюю оболочку", вкладывая свою суть.

Очень привлекательна в смысле оформления занятий методика Шесть шляп понимания (пройдя по ссылке вы познакомитесь с сутью методики «Шляпы понимания Э. де Боно».).

Мы данный приём используем  в другом виде.

Использование на занятиях с младшими школьниками разноцветных шляп помогает быстрее, в интересной и необычной форме, производить глубокий анализ прочитанного произведения. Шляп всего 6, отличаются они друг от друга цветом. Каждый цвет имеет своё значение и подразумевает ответ на определённый вопрос. Так, предлагая читателю примерить белую шляпу, он должен рассказать, «о чём это произведение?» или «что здесь произошло?» Таким образом, говоря иными словами, ребёнок пересказывает прочитанное произведение. Чёрная и красная шляпы надеваются детьми, когда необходимо проанализировать героев и их поступки. Красную примеряют, если следует рассказать о хорошем, добром поступке героя. Чёрную — наоборот. Зелёная шляпа, шляпа понимания, помогает подвести итог прочитанному, сделать вывод о понимании важных, главных моментов, идей произведения. Фиолетовая шляпа, шляпа мудрого героя, позволяет среди всех персонажей отобрать самого лучшего, доброго и отзывчивого, глядя на которого многое можно почерпнуть для себя.

Пример - эпизод из занятия
 
Пример работы с детьми с использованием данных шляп:
Теперь мы отправляемся на страницы «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, которую, я думаю, каждый из вас читал. Читали эту сказку?
Вспомнить сказку и разгадать её тайны нам помогут шляпы понимания. Кто помнит, что означает БЕЛАЯ ШЛЯПА?
Кто желает примерить белую шляпу и рассказать, что произошло в сказке А.С. Пушкина?ызывается школьник, библиотекарь задаёт ему и детям наводящие вопросы и помогает отвечать строками из книги).
  • Какими словами начинается сказка? Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
  • Сколько лет они прожили вместе, кто помнит? Ровно тридцать лет и три года. Сколько это всего, тридцать и ещё три? Тридцать три года
  • Назови главных героев сказки? Старуха, старик и золотая рыбка.
  • Чем занимался старик? Старик ловил неводом рыбу.
  • А как вы думаете, ребята, ловля рыбы — это основное занятие старика? Примерные ответы детей: Да, они жили у моря, поэтому их основной пищей была рыба.
  • Что делала старуха, кто помнит? Старуха пряла свою пряжу.
Хорошо, молодец, присаживайся на своё место. Кто желает рассказать, что же случилось потом? (библиотекарь надевает белую шляпу другому школьнику)
Мы знаем, что в этой сказке три главных героя. Назовите их, ребята?(старик, старуха и рыбка)
Посмотрите, перед вами шляпы: красная и чёрная. Давайте вспомним, о каких героях мы должны рассказать, надев КРАСНУЮ ШЛЯПУ? Примерные ответы: Надев эту шляпу, мы должны будем отметить хорошие поступки героя.
А ЧЁРНУЮ? Примерные ответы: Когда кто-то из героев совершает нехорошие дела, мы примеряем чёрную шляпу.
Сейчас давайте примерим эти красную и чёрную шляпы и отметим поступки героев, их характеры.
Кто желает примерить красную шляпу и рассказать нам о герое, который совершает только добрые дела? О ком ты нам хочешь рассказать, примерив эту шляпу?
Ребята, рассказывая о характере старухи, её взаимоотношениях со стариком, какую следует надеть шляпу? (чёрную)
А почему чёрную шляпу, кто желает высказать своё мнение?
Ребята, кого в сказке мы можем назвать самым мудрым героем? (рыбку) Правильно, ФИОЛЕТОВУЮ ШЛЯПУ мы примерим, чтобы сделать вывод о мудрой и умной рыбке.

В сказке ничего не сказано о том, как меняется настроение рыбки, но это мы можем понять по её общению. Давайте посмотрим фрагменты мультфильма, созданного по сказке А.С. Пушкина, и понаблюдаем, как связаны между собой море и рыбка и будем примерять фиолетовую шляпу, рассказывая о мудрой рыбке, о том как меняется настроение рыбки, а помогает нам понять это цвет и поведение моря.

5 комментариев:

  1. Действительно, с такой методикой - дело в шляпе! Интересно, а как дети воспринимают шляпные занятия?!

    ОтветитьУдалить
  2. Отлично воспринимают. Младшие школьники чувствуют себя как рыбки в воде в условной сущности игры. Даже если они при этом шумят и шалят и,вроде бы, не слушают, предаваясь игре, они все слышат и понимают. Саровцы-молодцы. С праздником восьмого марта. расцветайте вместе с детьми.

    ОтветитьУдалить
  3. Работая с малышами, мы берем эту методику очень усеченно, прежде всего, чтобы ввести игровой момент. Ребятам нравится примерять разные шляпы,это хороший игровой момент, чтобы завуалировать серьезные вопросы. Мы работаем "с шляпами" в течении нескольких занятий, и ребята привыкают, говоря о той или иной книге, не только пересказывать её, но и смотреть вглубь, анализировать.
    А вообще, мне кажется, полноценно работать по методике получится только с ребятами старшего возраста.

    ОтветитьУдалить
  4. Я раньше об этой методике слышала, но не использовали. Теперь обязательно попробуем ввести в практику

    ОтветитьУдалить
  5. Очень интересно!

    ОтветитьУдалить