6 апр. 2011 г.

Коллекционирование=исследовательская деятельность? Мысли и идеи

Исследовательские  умения – это умение:
-  формулировать цель
- планировать работу
- анализировать ситуацию
- выбирать оптимальный способ решения ситуации, проблемы
- отделять главное от второстепенного.. и т.д.
Это умение делать самостоятельный выбор.
 Такие навыки необходимы и в личной жизни, и в образовании. В то же время существуют увлечения школьников, которые раскрывают их индивидуальность, внутренний мир, способствуют развитию наблюдательности и расширению кругозора. К таким увлечениям относится и коллекционирование.

В библиотеке можно попробовать
объединить увлечение коллекционированием чего-либо  и исследовательскую деятельность детей.  Удобно тем, что дети уже смотивированны изначально, т.е. наша задача – ненавязчиво управлять и направлять это увлечение. Как результат – развитие  творческих и познавательных способностей  ребенка, воспитание аккуратности и усидчивости,  а заодно и реальная возможность проведения оригинальных конкурсов (в т.ч. и семейных),  оформления библиотечных интерьеров (временные выставки коллекций с презентацией читателей-собирателей).  Да и по направлениям может получиться достаточно широко: краеведение+эстетика +историко-патриотическое+экологическое…. А может получиться и клуб коллекционеров, куда можно приглашать на мастер-классы специалистов-музейщиков, филателистов и т.д.
Куда направлять?
- оформление и систематизация коллекции. Можно подобрать литературу или просто обсудить с ребенком варианты оформления, помочь  составить картотеку экспонатов (а попутно рассказать о биб.каталогах)))
- узнать историю собираемых предметов и историю  аналогичных коллекций . Почитать книги, интернет-источники, возможно, завязать связи с родственными душами (организовать виртуальную библиотечную группу коллекционеров в соцсетях для обмена информацией, ссылками, продвижения библиотечного фонда по данной теме)
- подготовить обзорную экскурсию по своей коллекции. Вполне творческое задание.
- эссе, сочинение, презентация, сказка о своем увлечении. Тоже творчество, литературное. Можно связать с книгами и включить, например, в летнее чтение.
- собрав ядро  опытных коллекционеров-ребят,  можно  с их помощью организовать летние курсы (школу) юных коллекционеров и пособирать… то, что надо вам.  Например, мини-игрушки, фантики от конфет и шоколадок ( и провести летом что-то вроде этого: http://v-pereplete.livejournal.com/5218.html ), или почтовые открытки/письма старых времен, из семейных архивов и включиться в конкурс, который объявила Почта России (http://www.russianpost.nnov.ru/index.php?id=7241 ).

4 комментария:

  1. Отличная идея. И, кстати, вполне вписывается в идею Библиотеки 2.0. В той ее части, где мы говорим, что библиотека не может дальше оставаться хранилищем книг(фондоцентрической), а должна стать площадкой для разнообразного общения с читателями и читателей со всеми. Можно много еще чего рефлексирующего придумать от собственной книги (художественного каталога) до видеороликов и выставок на городских площадках.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, вариантов множество. Правда, работа "не для всех", большей частью углубленная индивидуальная. Хочу попробовать включить эту идею в летнее чтение.

    ОтветитьУдалить
  3. Мне иногда кажется, что деятельность в библиотеке можно сравнить с настраиваемой программой для компьютера, где надо просто галочки ставить, чтобы получить определённый функциональный комплект. И из него, стоит только начать, тут же прорастают новые возможности...
    В библиотеке главное - _делать_. И - чтобы не мешали... :(.

    ОтветитьУдалить
  4. Хм... интересное сравнение)))
    Вообще, здесь палка о двух концах. Важно, увлекшись, не переборщить с этими идеями, чтобы они не стали прожектами, громкими по задумке, но не реальными или слишком трудоемкими. С другой стороны, когда инициативу рубят - это грустно

    ОтветитьУдалить