3 мая 2011 г.

Эпистолярный жанр. Материалы к "летнему чтению-2011" для Сарова

Источник:    http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35570/
«Сижу один в комнате во всем верху; читал сейчас твое письмо и не могу описать всю нежность, до слез нежность, которую к тебе чувствую, и не только теперь, но всякую минуту дня. Душенька моя, самая лучшая на свете! Ради Бога, не переставай писать письма мне каждый день до субботы... Без тебя мне не то что грустно, страшно, хотя и это бывает, но главное – я мертвый, не живой человек. И слишком уж тебя люблю в твоем отсутствии. Так, что глупо. Прощай, милая, голубчик».Письмо Л.Н. Толстого жене, 1867 год, июнь.
Скажите, а вы хотели бы получить такое или подобное письмо, написанное рукой любимого, близкого человека? И потом хранить его, перечитывать, чувствуя настроение, с которым оно писалось?Письма в почтовых конвертах…
Входя в свой подъезд, мы по привычке заглядываем в почтовый ящик – нет ли там письмеца? Вздыхаем – совсем все писать перестали… Ждем с нетерпением, но сами не всегда находим время, чтобы вовремя ответить. Если спросить: «Любите ли вы получать письма? Не смс-ки, а настоящие, на бумаге, по почте?», то, думаю, что большинство ответит положительно. А если поставить вопрос по-другому: «Вы любите писать письма?», наверняка, многие скажут: «Да зачем писать, ведь сейчас так легко общаться с родственниками и друзьями, даже если они далеко от нас! Позвонить по телефону, связаться через Skype, отправить смс-сообщение». Хотя в нашей огромной стране еще далеко не везде есть не то что интернет, а даже и телефон.
Исчезает ли эпистолярный жанр? В реальной жизни мы все реже и реже пишем письма. Возможно, стали ленивыми? По себе сужу – если раньше я в год писала 140-150 писем, то теперь раза в три-четыре меньше. Хотя не у всех моих родственников и друзей есть интернет, да и по телефону не всегда можно дозвониться. Моя тетушка, живущая в Казахстане, не любит разговаривать по телефону – слышимость неважная, да и много ли скажешь? Она просит – «Пиши нам письма, мы их так ждем, перечитываем по несколько раз!». Да и большинство школьных подруг не владеют интернетом и предпочитают получать настоящие, «бумажные» письма. Но все реже и реже появляются они в почтовых ящиках.
Меня приучила писать письма мама, едва я освоила грамоту в первом классе. Когда у нее были какие-то неотложные дела, она сажала меня за кухонный стол, и я под диктовку писала письмо то одной её сестре, то другой. Она поступала мудро, и я ей благодарна за это. В школе, теперь не помню, во втором или в третьем классе, на уроках русского языка нас учили, как написать правильно письмо и адрес на конверте. Вот тогда-то и читался рассказ А.П. Чехова «Ванька». А в современном школьном курсе русского языка тема эпистолярного жанра практически не изучается.
Почитайте своим детям и внукам этот удивительный рассказ А.П. Чехова! Из небольшого письма, написанного нетвердой детской рукой, встанет картина горькой сиротской доли деревенского мальчика. Нашим избалованным ребятам очень полезно узнать, как жили в то далекое от нас время, какой была «учеба», ведь Ваньку определили в обучение.
А личная переписка Антона Павловича? Это же настоящая энциклопедия культурной и общественной жизни России конца XIX – начала XX века. Всего сохранилось около 4400 писем, написанных в течение 29 лет, с 1875 по 1904 год, они составляют несколько томов! Это одно из самых значительных собраний эпистолярного жанра в литературном наследии русских классиков. Тематика писем А.П. Чехова разнообразна. Дневники путешествий, календари работы над произведениями, события личной жизни. Переписка с писателями, редакторами, издателями, театральными работниками, актерами, композиторами, художниками. Отклики на общественные, литературные и театральные явления, отзывы на критические статьи и советы начинающим авторам. Как много потеряли бы мы, если бы эти письма не сохранились!
Чем дальше от нас прошедшая эпоха, тем больше ценность писем, оставленных нам великими людьми – писателями, композиторами, учеными, путешественниками. Они читаются с не меньшим интересом, чем художественные произведения. Не вымысел, не увлекательный сюжет, не яркие образы героев привлекают нас в этих письмах, а драгоценные подробности жизни авторов, их горести и радости, их мысли о жизни и об искусстве, нравственная и общественная позиция, их слог, богатый и выразительный язык.
В 2005 году вышел одиннадцатисерийный фильм «Есенин» с С. Безруковым в главной роли. Не знаю, как кому – у всех свой взгляд на произведения киноискусства, но мне фильм не понравился, более того, просто огорчил. Стало обидно за любимого поэта, которого представили в фильме этаким пропойцей и дебоширом. Когда же он успел написать столько стихов, если был все время в запоях? Сразу стала перечитывать томик с письмами Сергея Есенина. Они-то и дают верное представление о характере поэта, его взглядах на писательский труд и литературу, его взаимоотношениях с писателями-современниками. Зря отец и сын Безруковы так исказили образ Поэта!
А особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов
Великой Отечественной войны. Порой написанные карандашом, с полустершимися буквами, они до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину. Ведь в них частица души, прикосновение рук близких людей. Зачастую эти письма становятся достоянием музеев, по ним изучают эпоху. Хотя военные письма и подвергались «обработке», перлюстрации, но даже по количеству вымаранных кусочков, а порой читая «между строк», можно узнать не меньше, чем из официальных документов.
Думается, что в этой быстро летящей жизни, мы перестали ценить письма, как исторический документ, важный, пусть не для всего человечества, но для нашей семьи, для внуков. В письмах отражается наш мир, наша жизнь, наш характер. По прошествии времени с большим удовольствием перечитываешь сохранившиеся письма, написанные много лет назад, и, как в машине времени, переносишься в свою молодость. Как хорошо, что где-то в укромном уголке, в коробке, хранится пачка писем от близких людей, порой уже ушедших в мир иной!
Конечно, нынче альтернативой рукописным посланиям становится электронная почта и другие современные средства связи. Но, как бы ни были частыми смс-сообщения, они несут в себе очень скудную, часто односложную информацию, типа ОК, Ну, Пока, и т.п., а затем стираются. Телефонные разговоры не в силах удержать самая замечательная память. Не зря пословица говорит – «Что написано пером, того не вырубишь топором!» Даже сообщения электронной почты, письма Е-mail могут затеряться, если получатель или отправитель не распечатает их на бумаге.
На днях по телевизору показали интересный сюжет: в музее-заповеднике А.С. Пушкина, в Михайловском, на почте учат детей, как правильно и красиво писать обычные письма. Проводится конкурс на самое лучшее письмо. Писать можно кому угодно: родным, друзьям и даже самому А.С. Пушкину. Письма отправляются в специальных конвертах с марками. За неполный год с этой почты было отправлено более 5000 писем!
Так может быть, всем следует сохранить привычку писать, хотя бы изредка, обычные письма на листке красивой бумаги, своей рукой, по возможности красивым почерком?
Автор: Гертруда Рыбакова

8 комментариев:

  1. Мне пишут бумажные письма с моей родины. Пишут друзья родителей,учителя,хотя родителей уж давно нет в живых.Учитель математики описывает подробно,кто женился,кто развелся,сколько стоит в магазине то и это,что интересного произошло в школе,в клубе,в поселке,передает мне приветы от знакомых.Моя первая учительница пишет редко,но если пишет,то посылает свои новые стихи.Я пишу крайне редко,даже почерк изменился,стал некрасивым. Привыкла к клавиатуре и к печатному тексту. Теперь,если и пишу ответ учителям,то лучше наберу текст,чтобы не пугать их своими корявками:-)Написание писем и даже открыток - наука. Учу сына,чтобы всегда писал что-то сове,искренне и от души.Храню письма дочери из больницы,перечитываю.Жаль,вместе с домом в деревне сгорел весь архив,в том числе и письма в большом количестве.Думаю,учителям литературы надо бы обратить внимание на этот жанр и детей приучать писать.

    ОтветитьУдалить
  2. Но ведь Вы отвечаете на письма? Пусть даже это компьютерный вариант, но всё равно - здорово, что идет такая переписка, по хорошему завидую)))
    Мы, библиотекари, тоже можем попробовать приучать к эпистолярному жанру, обучать его правилам.. у нас больше возможностей облечь всё в игровую форму, чем у учителей. Да и выбор шире - мы ведь не стеснены программой. А лучше всего - навалиться бы всем миром)))

    ОтветитьУдалить
  3. У нас с большим успехом прошла когда-то литературно-музыкальная гостиная "Письма пишут разные..." (эпистолярный жанр в литературе и жизни). Очень эмоциональный вечер получился!
    К сожалению, сценарий у меня от руки написан и довольно объемный - никак не соберусь его в блоге выложить.

    ОтветитьУдалить
  4. VolNa: А сценарий пригодился бы, и, думаю, не только мне))) Может, не набирать? Просто отсканировать листочки, опубликовать как фотки?

    ОтветитьУдалить
  5. Вообще, тема-то не очень раскручена, сценарий, каких-то наработок - по пальцам перечесть... Пожалуй, в ближайшее время опубликую одну нашу интерактивную выставку по эпистолярному жанру, только с автором обговорю

    ОтветитьУдалить
  6. Уже начала набирать. Так что если не сценарий, то сценарный план (или что-то вроде)скоро выставлю. А то все только обещаю... :(

    ОтветитьУдалить
  7. Веста, обещание свое выполнила. И пост, и ссылка на сценарий здесь:
    Письма пишут разные

    ОтветитьУдалить
  8. VolNa: спасибо большое, я утащила в свою копилку))

    ОтветитьУдалить