7 мая 2011 г.

Уроки истории, уроки письма. Педагогические приёмы

Я уже писала о заслуженном учителе А.В.Елисове и  его работе, в частности, о приеме работы с притчами.  Сделать уроки истории  уроками духовно-нравственного воспитания  - так бы я охарактеризовала суть деятельности этого человека.
У А.В.Елисова появился свой сайт, который может быть интересен широкому кругу читателей, а педагогам и библиотекарям еще и очень полезен. Андрей Владимирович публикует на сайте свои статьи и книги, делится опытом своей работы.
Меня в частности очень заинтересовала книга "Нравственное воспитание учащихся на уроках истории: теория и практика" .  Это серьезный труд. Практические приемы вполне применимы на любом уроке и на библиотечных занятиях, да и просто при общении с читателями.  На своём опыте убедилась, что  детьми хорошо воспринимается история через рассказы о конкретных людях. Мне самой очень интересна тема ЛИЧНОСТИ в истории. И еще важно показать детям, что великие - это такие же люди, как мы, а не "памятники". Показать, что они тоже росли, учились, самосовершенствовались, возможно, ошибались...   В ходе такого разговора ребята как бы "примеривают" другую жизнь на себя, задумываются и о своём пути.
В книге А.В.Елисова нашла много интересных идей для разговора о ЛИЧНОСТИ.  Вот, например :

"На уроке должна прослеживаться ось: смысл жизни страны – смысл жизни изучаемых личностей – смысл твоей жизни.
Изучая исторические личности, целесообразно изменить подход к   оценке величия этих людей. Мы предлагаем четыре критерия этой оценки:
1.Длина жизни (годы жизни)
2.Ширина жизни (сделанное в жизни)
 3.Высота жизни (соотношение  целям жизни достигнутому)
4.Глубина жизни (испытание вечностью)."

Ещё одна идея - творческие работы учеников,  иллюстрирующие их нравственную оценку действий конкретных исторических личностей: 
         "Авторское осмысление и выражение своего мнения может иметь форму написания исторического письма историческому герою. Так, например, ученик демонстрирует свое отношение к декабристскому восстанию путем написания письма воображаемому другу, который собирается идти на Сенатскую площадь в декабре 1825 года. В письме должна фигурировать личная позиция в отношении друга-декабриста и его шага. Письмо пишется с соблюдением стиля эпистолярного жанра XIX века. А вот как  выглядит письмо, которое написала ученица 11 класса:

 Государь, брат мой! Мой милый и бесценный друг! Вчера дошло до меня, что, несмотря на наш последний разговор о назревающем выступлении против царской власти, и данное мне слово никогда и не при каких обстоятельствах не выступать против нашего императора, вы своего обещания не сдержали. Я не хочу отговаривать вас в очередной раз от участия в этом выступлении в рядах тех, кто отказывается присягнуть нашему новому императору, но в то же время, я не могу найти слов, чтобы выразить вам своё неудовольствие. У вас есть всё, о чем вы мечтали в детстве, и что вы поставили для себя целью получить, будучи уже молодым человеком: титул дворянина, приличное состояние, достойная семья, красавица жена, прекрасные дети, но прошу не забывать о ваших родителях и обо мне, вашей сестре. Я никогда не могла понять ваши увлечения, вашу страсть принимать участие в компаниях с сомнительной репутацией. Мне кажется излишним заниматься непонятным чтением западной литературы, которая не несет никакой пользы, а лишь путает мысли, возбуждаем сомнения в умах, раздражает воображение и дает ему черту преувеличения, что совершенно противоречит нашим христианским ценностям. Будем читать лучше Евангелие и апостолов, заниматься изучением тех правил, которые оставил нам спаситель для нашего руководства здесь. А что же делаете вы? Вы хотите свергнуть нашего императора, нашего наместника Бога на земле?! Зачем вам это нужно, чего вы хотите добиться? Установления новой формы правления? А если и она вам всем не понравится, вы опять будете устраивать эти бессмысленные бунты и противостояния? Брат мой, ни одна власть, установившаяся кровавым путём долго не существует. И это говорю вам не я, а история. Конечно, несчастия наши жестоки, но его величество император хочет их прекратить. Неужели страшные примеры истории не научили вас, каким образом наказывается непослушание и преступление? Я слышала, что строгие меры взяты, чтобы прекратить возможный беспорядок. Если вас не интересует ваша жизнь, ваше дальнейшее положение в обществе, сохранение вашего титула и состояния, подумайте о вашей семье. Ваша жена так сильно вас любит, что я сомневаюсь в том, сможет ли она перенести спокойно то, что с вами может случиться, при самом плохом исходе событий. У вас маленькие дети, в конце концов. Не будьте столь эгоистичны и бессердечны. Что с ними будет, если вас не будет рядом, вы об этом подумали? Ваша жена не сможет вырастить их так, как требует время, в одиночку. Они останутся без отца. И я сомневаюсь, что ваше состояние и имение останутся при них, если вы попадёте в немилость императору. А наша мать, она не перенесёт, если узнает, что вы собираешься участвовать в этом безрассудстве, а если с вами что-то случиться - я даже не хочу думать о том, что может быть с нашими родителями. Надеюсь, что хоть капля здравого смысла в вас ещё осталась. Поймите нас, любящих вас людей, образумьтесь,
.Прощайте, милый и добрый друг. Да сохранит вас наш божественный спаситель и его пресвятая матерь под своим святым и могущественным покровом.
Ваша сестра, Натали. 12 декабря 1825 год"

В книге еще много ценных идей и методик, так что рекомендую.


4 комментария:

  1. Вот это одиннадцатиклассница! Потрясающе! И методика замечательная. Я однажды пробовала написать письмо-обращение от имени Петра Первого, придерживаясь стилистики того времени. Очень было интересно, и много пришлось прочитать дополнительно.

    ОтветитьУдалить
  2. :-) Наши дети вполне способны нас удивить, мне кажется, мы часто недооцениваем их. Или считаем еще слишком маленькими, не ожидая каких-либо глубоких мыслей.
    Да, методика хороша. Тут и игра, и литературное творчество. Интересно, но без определенной подготовки вряд ли справишься. Хорошая мотивация для учебы. У А.В.Елисова много таких интересных приемов в книге описано.

    ОтветитьУдалить
  3. А я опять к тому, что девочка - талантливая читательница. Ведь надо "вычитать" эти стилистические особенности. Ну и сама не без литературной жилки. И все-таки - червь сомнения: это у нее от рождения такие способности (не всем дано) или развились благодаря методики?

    ОтветитьУдалить
  4. izbachka: Думаю, дело не только в методике, но и в педагоге. А.В.Елисов действительно удивительный человек, умеющий заразить интересом к своему предмету. Причем, что мне особенно понравилось, у него история и литература идут рука об руку. Он много цитирует из худ. произведений и притч. Он играет и интригует. Задает вопросы, на которые хочется искать ответы.
    У него вконтакте четыреста друзей, из которых основная масса - ученики. И вся стена исписана их благодарными отзывами. Даже от тех, кто сейчас служит в армии))

    ОтветитьУдалить