Матвиевская Екатерина Геннадьевна, воспитатель
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
Игровые методы создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний. Также происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы “Почему Антарктида на глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных?” заставляют детей сравнивать континенты, искать причинно – следственные связи.
Занятия построены в определенной последовательности, и каждая часть несет свою смысловую нагрузку.
Организационный момент необходим (как и в любом другом занятии), чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их, вызвать желание узнать что–то новое.
Игра с глобусом помогает войти в тематику занятия, ненавязчиво закрепить знакомый материал, помогает создать картину целостности мира. Дети учатся различать сушу и воду, ищут разные континенты. Этому же способствует работа с картой. Рассматривая карту, дети получают научные знания в доступной форме (например, коричневый цвет на карте обозначает горы). Использование стихов помогает образному восприятию материала.
Подвижные игры используются на занятиях для смены видов деятельности. Особенность подвижных игр заключается в их тесной связи с изучаемой темой. Например, изучая Африку, играем в “Жирафиков”, Южную Америку – в “Пираний” и т.п.
Для знакомства с животным миром континента используются различные пособия – атласы, карточки, иллюстрации, книги. Чтобы дети лучше запоминали животных, используются наиболее яркие представители фауны, которые обитают только на данном континенте (Австралия – кенгуру, коалы, Африка – жирафы, бегемоты, Антарктида – пингвины, и т. д.). Закрепление знаний о животных происходит здесь же, в игре. С помощью пособия “Волшебная география”, выставляется ряд различных животных, из которых нужно выбрать обитателей только данного континента. Мы обращаемся к интересу ребенка, к его умению сравнивать(например, коала – сумчатый медведь в Австралии, бурый – в Евразии, гризли – в Северной Америке).
В занятиях с детьми старшего дошкольного возраста включается тема ознакомления с коренными жителями континентов, что дает возможность понять все разнообразие мира, его особенности, приобщиться к мировой культуре. Мы изготавливаем головные уборы индейцев, африканские маски.
А рисование карты континента – это не только развитие мелкой моторики, но и интеллектуальная задача – попытаться правдиво передать рельеф местности. Карта – это точное контурное изображение материка. Детская работа может быть закончена на занятии и вывешена в зоне достижений, или ребенок продолжит работу над ней в другое время, пока поместив ее в свой индивидуальный шкафчик.
Прикладные виды деятельности создают атмосферу творчества на занятиях, помогают детям практически вжиться в образ обитателя материка. Этому же способствуют элементы театрализации на занятиях, работа с гримом, перевоплощения. В конце занятия дети могут попросить в дальнейшем продолжить изучение интересной для них темы или предложить новую.
Познавательный процесс не ограничивается только занятием. В группе есть зона проб, где ребенок всегда может нарисовать что–то по интересующей его теме, использовать тематические “разукрашки”, покрутить глобус, поизучать карту мира, карты материков. В группе также есть специальная зона развития, где выставляются книги, пособия, альбомы по географии для свободного пользования в любое время. Дети могут периодически к ним возвращаться по мере необходимости. Это может происходить до тех пор, пока ребенок не “насытиться” интересующей его информацией.
План занятий по курсу “География для малышей” для детей 5–6 лет.Тема: Австралия.
1. Организационный момент. Дети с педагогом идут по кругу.
Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем.
Раз–два, раз–два, повернулись, детвора.
Мы еще чуть–чуть пройдемся,
Географией займемся.
2. На ковре все располагаются вокруг глобуса. Проводится “Игра с глобусом”. Дети ищут на глобусе сушу, воду, континенты.
Крутим, крутим шар земной.
Крутим, крутим голубой.
Один, два, три – сушу покажи.
Педагог показывает Австралию на глобусе. Дети рассматривают ее.
3. Проводится игра “Капитаны”. Под музыку дети бегают вокруг стульчиков – “плывут на корабле” по контуру материка, выложенного из веревок. Остановилась музыка – садятся на стульчики – “приплыли в Австралию”.
4. Педагог показывает Австралию на карте, дети рассматривают ее (на что похожа, какого цвета). Педагог рассказывает стихотворение А. Усачева:
Заброшена Австралия почти на край Земли,
Поэтому Австралию не так давно нашли.
А чтоб не потеряли их на век или на сутки,
Все жители Австралии с собою носят сумки.
Большие или маленькие, авоськи или сетки,
Ведь важно, чтобы маленькие не потерялись детки.
5. Педагог задает вопрос детям: “Кто носит в сумке своих детенышей?”. Дети называют знакомых им животных, если не знают, то педагог знакомит их с ними. Проводится подвижная игра “Кенгуру”.
Носит мама кенгуру в теплой сумке детвору,
А ребятки – кенгурятки целый день играют в прятки.
6. Знакомство с животным миром материка: дети рассматривают атлас животных, иллюстрации в книгах, энциклопедиях, карточки с их изображением. Обсуждая особенности каждого, дети выявляют особенности некоторых австралийских животных (сумчатые).
7. Проводятся игры с картой “ Волшебная география”. Из ряда животных детям необходимо выбрать только тех, кто живет в Австралии, и приклеить на изучаемый континент.
8. За столом дети изготавливают карту Австралии, раскрашивают контур материка цветными карандашами или восковыми мелками. Каждый может сделать свою карту такой, какой ему представляется Австралия. В процессе работы происходит обсуждение рельефа, дети выясняют, что каким цветом изображено на карте и отмечают на своем листе. Затем, по желанию дети вывешивают свои работы на выставке или забирают себе.
9. Дети и педагог располагаются на коврике и проводится беседа о коренных жителях Австралии – маори. Дети рассматривают иллюстрации. Затем они в специальной зоне перевоплощаются в жителей Австралии при помощи грима.
10. В конце занятии дети делятся своими впечатлениями по поводу новой информации и выбирают континент, на который отправятся в следующий раз.Тема: Южная Америка.
1. Организационный момент.
Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем.
Раз–два, раз–два, повернулись, детвора.
Мы еще чуть–чуть пройдемся,
Географией займемся.
2. Игра с глобусом. Дети ищут на глобусе сушу, воду, континенты.
Крутим, крутим шар земной.
Крутим, крутим голубой.
Один, два, три – сушу покажи.
Педагог показывает Южную Америку на глобусе.
3. Игра “Капитаны”. Под музыку дети бегают вокруг стульчиков – “плывут на корабле” по контуру материка, выложенного из веревок, остановилась
музыка – садятся на стульчики, “приплыли в Южную Америку”.
4. Дети с педагогом рассматривают Южную Америку на карте. Обсуждают “окраску” континента, рельеф, контур. Отправляют туда путешественника (игра – липучка “Волшебная география”).
5. Знакомство с животным миром (рассматривание атласа животных, иллюстраций, карточек).
6. Подвижная игра “Пираньи”. Дети изображают поочередно индейцев, зверей; при сигнале “Пираньи !” – часть детей разбегается, а часть их догоняет.
В Южной Америке жили индейцы
И много разных зверей.
Но все убегали, услышав:
“Пираньи! Спасайтесь скорей!”
7. Игры с картой “ Волшебная география”. Ребятам надо из ряда животных выбрать только тех, кто живет в Южной Америке, и приклеить на континент.
8. За столом дети рисуют карту Южной Америки. Затем либо размещают их на выставке достижений или забирают себе.
9. Беседа о коренных жителях Южной Америки – индейцах. Дети рассматривают иллюстрации в книгах, задают вопросы педагогу. За столами – прикладная деятельность – изготовление головных уборов индейцев.
10. Кто уже выполнил свой головной убор, одевает его и по желанию отправляется на коврик складывать из кубиков карту Южной Америки.
11. Дети делятся своими впечатлениями и выбирают континент, который им интересно изучать в следующий раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий