21 авг. 2011 г.

Презентация проекта "Издание литературно-методического пособия на основе произведений писателя-земляка"

Электронная презентация к докладу  ЗДЕСЬ 
Заместитель директора МУК «ЦСДБ им. А.С.Пушкина»
Т.М. Плохотник

Слайд 1
Слайд 2 :

            Уважаемые коллеги, я расскажу об одном из наших реализованных проектов – литературно-методическом издании для детского и семейного чтения.
Слайд – обложка
            Книга «Живность цвета огня» вышла в свет в конце мая 2011 г. Это результат сотворчества саровской писательницы Ирины Леонидовны Егоровой и нашей библиотеки.
Что побудило нас к созданию  книги?
Здесь несколько причин.
Слайд –семейное чтение
1.Сейчас много говорят о том, что утрачиваются традиции семейного чтения.
Родители  мало читают сами, и не знают, как привлечь к чтению детей. Они иногда сами  не  владеют навыками глубокого, вдумчивого чтения, навыками аналитической работы с текстом, а потому не способны научить ребенка радостному восприятию книги.
2.Но, надо отдать должное нашим саровским  родителям – многие из них обеспокоены проблемой чтения-нечтения  своих детей, и  обращаются к нам за советом. Они не равнодушны, но нуждаются в  помощи.
Чем мы могли бы им помочь? Можно рассказать что-то в ходе беседы на абонементе, сделать подборку статей из периодики. Но этого бывает недостаточно.  Проблема в том, что  художественных книг для семейного чтения с методическими рекомендациями по работе с текстом  для родителей крайне мало.  Есть отдельные методические пособия, но в основном это специализированная литература для педагогов и библиотекарей. Они не адаптированы для родителей.
Слайд - краеведение
3. Еще одна проблема - краеведческая литература. У нас  она  в достаточном количестве, но рассчитана в основном на взрослого читателя, и если ребенок приходит с запросом, приходится помогать ему перерабатывать сложный взрослый язык текста, пересказывать более доступно, понятно.
С художественной литературой ситуация еще хуже. Практически не издаются сборники стихов и рассказов наших писателей, адаптированные по дизайну и наполняемости для детей младшего и среднего возраста. Я имею ввиду:
-шрифт,
-иллюстрации,
-отбор определенных произведений.
Красивая ярко иллюстрированная книга – слишком дорогое удовольствие.
Так что знакомство малышей с краеведческой литературой и организация творческих встреч детей с авторами затруднена. Мы часто устраиваем такие встречи, но дети хотят видеть книгу, если им говорят, что перед ними – писатель.
У нас появилась идея попробовать решить все эти проблемы, создав литературно-методическое пособие для детского и семейного чтения на основе художественных произведений писателя-земляка.
Работа началась с опроса педагогов, воспитателей и родителей – нужна ли им такая книга? Все они оставили свои подписи в поддержку издания книги с методическими рекомендациями .
Слайд – И.Егорова
            Затем последовал этап обсуждения идеи с автором – Ириной Егоровой. Мы вместе отбирали произведения – стихи, рассказы, сказки. Некоторые из них были написаны уже в ходе работы по проекту.
Слайд – приемы и методики развивающего чтения
            Много времени было отведено изучению и анализу специализированной литературы,  накопленного опыта нашей библиотеки,   отбору методик развивающего чтения, которые мы применили к произведениям нашего автора.
Мы разработали и апробировали развивающие мероприятия для детей младшего  и среднего школьного возраста на основе этих произведений и отобранных методик.
Слайд –проработка идеи:
            Дальше последовал этап проработки  идеи литературно-методического пособия с  учетом возрастных особенностей аудитории: 
 - определение сквозного сказочного персонажа;
 - формулировка творческих заданий  в тексте,
- обсуждение с художником стиля иллюстраций,
- составление методического аппарата.

В книге есть «Шпаргалка для родителей», где простым и понятным языком пересказываются эффективные приемы и методики.
Слайд – перечень методик
Заинтересованные взрослые могут познакомиться с ними и затем самостоятельно применить к другим произведениям. Или же просто начать с ребенком читать книгу – те же методики, но в игровой форме разъясняет по ходу сквозной персонаж – лисёнок Фенёк.  Для ребенка это звучит как игра, как дружелюбный разговор-размышление.
Кстати, именно лисёнку Феньку книга обязана своим названием – это строчки из стихотворения о Феньке.
Чтобы не быть голословной, покажу на примере. Сказка «Последний динозавр»  имеет ярко выраженный эколого-краеведческий уклон. Она небольшая, мы применили к ней прием громкого чтения, после которого  читателю предлагается поразмышлять. Сейчас мы её послушаем.

Эта презентация сделана для проведения занятий с детьми. Если нет возможности показать клип, то просто читаем . Дальше мы задаем вопросы:
- Кто такие «двулапые и их разноцветные звери»?
- Что чувствовал динозавр, когда в старину слышал звучание флейты?
-Какие чувства вызвала эта история? Какого цвета эта сказка?
Слайд – синквейн
И предлагаем ребятам составить синквейн или лингвистическую модель. Это очень эффективная методика обобщения и анализа услышанного, хорошая рефлексия и одновременно литературное творчество.
Само название – сложное и страшное, мы не говорим  его детям, а просто задаем эти вопросы и фиксируем ответы  малышей. Как показывает практика, сочинить  синквейн может любой, даже дошкольник.
На слайде вы видите синквейн со словом динозавр (имеется ввиду герой сказки):
Это  лишь один пример  из книги.
Следующий этап работы:
- Создание макета книги
- Консультация библиотечных экспертов, сбор предварительных отзывов об издании.
Слайд
Консультантами по проекту стали:
- Кандидат педагогических наук, член российского общества психологов детского чтения, доцент кафедры института культуры СПб  И.И.Тихомирова;
- специальный корреспондент ж. «Библиотечное дело» Г.М.Пальгуева (Нижний Новгород);
- кандидат филологических наук, учитель-методист О.Ланская (Липецк)

Должна сказать, что вся  работа осталась бы не завершенной, если бы не наши спонсоры - Союз промышленников и предпринимателей Сарова, которые выделили на издание книги 20 тыс. рублей. Они сейчас находятся в нашем зале, и мы еще раз хотим выразить им свою благодарность.
            Оригинальным, и, что не маловажно, профессиональным оформлением мы обязаны еще одному спонсору – московскому  художнику Андрею Овчукову-Суворову, согласившийся проиллюстрировать книгу бесплатно.
            В книге есть также рисунки библиотекаря Марии Аркадьевны Микийчук – лисёнок, который на каждой страничке ведет за собой читателей, нарисован ею.

Книги нет в свободной продаже, но мы  смогли обеспечить ею нашу библиотеку в достаточном количестве, чтобы вести работу дальше. У нас большие планы, которые уже начали реализовываться.
- Мы презентовали наше издание методистам дошкольных учреждений, и планируем сделать презентацию для учителей начальной школы. Благодаря тематике отобранных произведений книга может быть полезной в работе. Здесь освещаются темы нравственности, экологии, краеведения, календарных праздников.
- В планах выходы на родительские собрания с обучением родителей приемам и методикам развивающего чтения на примере данной книги. Возможно, получится организовать  цикл занятий  из серии «Школа просвещенного родителя» в семейном клубе «Родничок», который есть у нас в библиотеке.
Слайд
- Сейчас  проходит акция в рамках  программы летних чтений – творческая мастерская «Мой ответ писателю-земляку». Каждый вторник и четверг малыши собираются в читальном зале, подростки им читают сказки из  книги, обсуждают прочитанное. А потом ребятам предлагается что-то сделать руками по теме прочитанного – рисунок, аппликацию, поделку. К примеру, после чтения сказки «Последний динозавр» малыши делали поделку «Веселый динозаврик» - друг для грустного последнего динозавра.
- И, конечно же, презентация книги проходит на встречах писателя Ирины Егоровой с читателями. Такие встречи мы уже прошли в июне для пришкольных лагерей.
На мой взгляд, ценность книги в том, что она может быть одинаково интересна и педагогам, и родителям, и детям. Ребенок может читать ее как самостоятельно, так и  с родителями.
Спасибо за внимание.



Комментариев нет:

Отправить комментарий