Источник ЗДЕСЬ
Отечественная война 1812 года – тема для изучения на уроках истории учащимися школы. Однако в преддверии юбилея героической победы русского народа над французами творческий коллектив педагогов ДОУ в рамках специально разработанного проекта решил рассказать дошкольникам о ключевом и значимом событии в истории нашей страны. Автор: М.А. Воронкова, заведующий ГОУ "Детский сад № 333" г. Москвы; И.В. Минчукова, старший воспитатель ГОУ "Детский сад № 333" г. Москвы; Л.В. Рыбакова, музыкальный руководитель ГОУ "Детский сад № 333" г. Москвы
Чуть меньше двух веков отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не умаляет ее огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе высокие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, гордости и чести, народного единения. У войны нет срока давности, нет цены. Подвиг русских солдат бессмертен.
Юбилейная дата 200-летия победы русского народа в Отечественной войне 1812 года вдохновила педагогов ГОУ "Детский сад № 333" г. Москвы к тому, чтобы рассказать детям о войне 1812 года в рамках проекта "Сей день пребудет вечным памятником…", который стал продолжением темы "Никто не забыт и ничто не забыто". Их объединяет общая цель: патриотически-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа по проекту проводится с воспитанниками подготовительной группы, часть информационно-ознакомительного материала также изучается с детьми старшей группы.
Дошкольное учреждение находится в Западном округе столицы, где проходила Смоленская дорога (ныне Кутузовский проспект), по которой Наполеон дошел до Москвы, а затем разгромленная "Великая армия" с позором покидала русскую землю. В районе Фили состоялся совет, на котором М. Кутузову пришлось принять решение оставить Москву, чтобы сохранить русскую армию. Здесь же находится Поклонная гора, где Наполеон напрасно ждал ключи от старинного Кремля, думая о полной и легкой победе над Россией.
В качестве основных задачданного проекта были определены:
Для изучения темы педагогам были предложены следующие книги: Л. Раковский "Кутузов", А. Ишимова "История России в рассказах для детей", О. Михайлов "Славный год войны народной", Ю. Лубченков "Война 1812 года", Л. Зайченко "Москва в войне 1812 года". Полученные знания помогли в подборе материалов, которые, на их взгляд, наиболее интересны детям. С целью проверки знаний воспитателей была проведена деловая игра.
Для того чтобы родители заинтересовались и приняли активное участие в проекте, его обсуждение состоялось в сентябре на родительском собрании. Перед ними поставили задачу самостоятельно ознакомить детей с историей Отечества, памятниками Отечественной войны 1812 года в столице. Родители совместно с детьми приняли участие в сборе информации о войне, ее героях, и уже в ноябре в ДОУ появился мини-музей "Недаром помнит вся Россия…".
На втором этапеорганизуется работа с дошкольниками. Она строится по тематическим блокам, которыераскрываются на занятиях, экскурсиях, в беседах, творческих работах детей, а также в ходе совместной работы с семьей в течение года в соответствии с календарно-тематическим планом (приложение 1).
Так, в первое воскресенье сентябряна Бородинском полепроходитВоенно-исторический праздник, который посещают воспитанники ДОУ. Организуется экскурсия детей и родителей в Спасо-Бородинский женский монастырь, где устраивается выставка "Военная художественная игрушка".
Грядущие поколения не простили бы нам, если бы мы забыли о подвигах великих предков, равно как и мы не простили бы им, если бы они предали забвению дела и подвиги наши, наших героев. Без патриотизма, без горячей любви к своей Отечественной колыбели, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности.
М. Алексеев
В рамкахблока "История Москвы – история Отечества" с помощью беседы, чтения стихов, показа иллюстраций, слайдов дошкольники получают представление о Москве начала XIX в.: ее архитектурном облике, укладе жизни горожан.
О вероломном вторжении французской армии и о главных полководцах этой войны, их доблестных воинах дети узнают из блоков «Наполеон и его "Великая армия"» и "М. Кутузов и русская армия".
Переломным моментом в Отечественной войне 1812 года стала Бородинская битва, которой посвящен блок "Бородино". Педагог рассказывает дошкольникам о сра-жении, а затем они вместе с родителями посещают Панораму "Бородинская битва" и Кутузовскую избу, в которой узнают о последствиях Военного совета в Филях (блоки "Панорама Бородинской битвы", "Военный совет в Филях"). По итогам этих мероприятий дети совместно с родителями оформляют выставку работ, посвященную битве и своим впечатлениям о музеях.
Дошкольники узнают от воспитателя, что Москва так и осталась непокоренной. Тщетно ждал Наполеон ключи от столицы... Он вошел в пустой, объятый пламенем город. Педагог показывает детям слайды, иллюстрации горящей Москвы(блок "Приход Наполеона в Москву. Пожар").
На защиту Родины встали и крестьяне, организуя партизанские отряды (блок "Партизанское движение"), что помогло армии М. Кутузова приблизить долгожданную победу над врагом (блок "Победа России в Отечественной войне 1812 года"). На занятиях дети узнают о подвигах героев Отечественной войны, а также названия улиц, станций метро, памятников и монументов, которые увековечили их подвиг (блоки "Галерея героев", "Герои и события в памятных исторических местах нашего района Москвы").
По окончании проекта в дошкольном учреждении организуется музы-кально-литературная композиция "Уж постоим мы головою за Родину свою" (приложение 2).
Собирая материал об Отечественной войне 1812 года, педагоги узнали много интересного и смогли донести эти сведения до воспитанников. Благодаря проекту воспитатели привили детям чувства любви к Родине, гордости за свое Отечество, уважение к людям, защищавшим свою страну, пополнили знания об истории России и организовали тесное сотрудничество педагогического коллектива с родителями.
Можно с уверенностью сказать, что в рамках данного проекта была проделана большая работа, благодаря чему все участники образовательного процесса готовы к празднованию этой знаменательной даты.
Чем удивит? Что принесет?
В тот год решил Наполеон все страны подчинить…
И вот готовится к войне…
Французской маловато. Возьму Германию, Италию…
И вот они – солдаты!
Хочу Россию подчинить,
Хочу в Москву войти.
Все я сумею, все смету преграды на пути!
(Наполеон уходит.)
Ведущий:
Россия – мирная страна, войне никто не рад:
Крестьяне хлебушек растят,
Дворяне все на бал спешат,
Все, впрочем, как всегда!
Русский император Александр I издал Манифест.
Попросил народ свой, ради чести,
В силу кровной мести,
Отстоять Отчизну, отстоять страну.
И Кутузова направил,
Чтоб войска он все возглавил.
Так ответил на войну (закрывает свиток).
Нас войной не запугаешь,
Дух славянский не задавишь!
Смотрите, что скажу вам я:
Умею спицами вязать, свяжу для армии носки.
2-я дама: А я свяжу жилет.
3-я дама: А я сошью кисет.
4-я дама: А если нужно, я пойду работать в лазарет.
Дамы (все вместе): Мы только вместе победим,
Войны и горя не хотим! (Уходят).
(Демонстрируются сцены сражений из кинофильма С. Бондарчука "Война и мир" (1967 г.), воспитатель читает текст.)
Ведущий: Сражались русские войска
Отважно и удало,
За Родину, Отчизну-мать
Их полегло немало!
Пока силен француз.
Смоленск оставлен. Это так.
Но мы с тобою, Русь!
Подходит враг к полям Бородина.
И целый день идет сражение одно,
В котором русские непобедимы все равно.
2-й гусар: Об этом помнит каждый!
3-й гусар: И план Кутузова отважный – немного отступить…
4-й гусар: Чтоб силы сохранить!
5-й гусар: И вот Наполеон в Москве,
Москва пуста, в огне пылает.
Врагу Москва враждебно отвечает.
И партизанскую войну ведут!
Войны и горя не хотим!
И над врагом огнем смеется!
Что с Россией войну проиграл.
2-й гусар: И что Россия – это сила!
Все вместе: Тайком во Францию бежал!
1-й партизан: Своим врагам мы скажем честно:
Не знаем страха мы в бою!
Все вместе: Уж постоим мы головою за Родину свою!
И каждый знает, что сраженье – не кино.
Там храбрость, смелость выручает.
Давным-давно, давным-давно, давным-давно!
Пусть враг забудет про Россию,
Но будет помнить, будет помнить лишь одно:
Его прогоним, как и прежде.
Давным-давно, давным-давно, давным-давно!
Торжествует все кругом!
2-я дама: Всех на бал зовут оркестры
В славу доблести и чести!
Юбилейная дата 200-летия победы русского народа в Отечественной войне 1812 года вдохновила педагогов ГОУ "Детский сад № 333" г. Москвы к тому, чтобы рассказать детям о войне 1812 года в рамках проекта "Сей день пребудет вечным памятником…", который стал продолжением темы "Никто не забыт и ничто не забыто". Их объединяет общая цель: патриотически-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа по проекту проводится с воспитанниками подготовительной группы, часть информационно-ознакомительного материала также изучается с детьми старшей группы.
Дошкольное учреждение находится в Западном округе столицы, где проходила Смоленская дорога (ныне Кутузовский проспект), по которой Наполеон дошел до Москвы, а затем разгромленная "Великая армия" с позором покидала русскую землю. В районе Фили состоялся совет, на котором М. Кутузову пришлось принять решение оставить Москву, чтобы сохранить русскую армию. Здесь же находится Поклонная гора, где Наполеон напрасно ждал ключи от старинного Кремля, думая о полной и легкой победе над Россией.
В качестве основных задачданного проекта были определены:
- развитие у детей интереса к истории Отчизны на примере истории Москвы как малой Родины;
- расширение знаний о событиях 1812 года;
- воспитание уважения к памяти людей, защищавших свою Родину;
- ознакомление детей с памятниками и памятными местами, связанными с событиями 1812 года, с военной амуницией, вооружением, терминологией того времени.
Для изучения темы педагогам были предложены следующие книги: Л. Раковский "Кутузов", А. Ишимова "История России в рассказах для детей", О. Михайлов "Славный год войны народной", Ю. Лубченков "Война 1812 года", Л. Зайченко "Москва в войне 1812 года". Полученные знания помогли в подборе материалов, которые, на их взгляд, наиболее интересны детям. С целью проверки знаний воспитателей была проведена деловая игра.
Для того чтобы родители заинтересовались и приняли активное участие в проекте, его обсуждение состоялось в сентябре на родительском собрании. Перед ними поставили задачу самостоятельно ознакомить детей с историей Отечества, памятниками Отечественной войны 1812 года в столице. Родители совместно с детьми приняли участие в сборе информации о войне, ее героях, и уже в ноябре в ДОУ появился мини-музей "Недаром помнит вся Россия…".
На втором этапеорганизуется работа с дошкольниками. Она строится по тематическим блокам, которыераскрываются на занятиях, экскурсиях, в беседах, творческих работах детей, а также в ходе совместной работы с семьей в течение года в соответствии с календарно-тематическим планом (приложение 1).
Так, в первое воскресенье сентябряна Бородинском полепроходитВоенно-исторический праздник, который посещают воспитанники ДОУ. Организуется экскурсия детей и родителей в Спасо-Бородинский женский монастырь, где устраивается выставка "Военная художественная игрушка".
Грядущие поколения не простили бы нам, если бы мы забыли о подвигах великих предков, равно как и мы не простили бы им, если бы они предали забвению дела и подвиги наши, наших героев. Без патриотизма, без горячей любви к своей Отечественной колыбели, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности.
М. Алексеев
В рамкахблока "История Москвы – история Отечества" с помощью беседы, чтения стихов, показа иллюстраций, слайдов дошкольники получают представление о Москве начала XIX в.: ее архитектурном облике, укладе жизни горожан.
О вероломном вторжении французской армии и о главных полководцах этой войны, их доблестных воинах дети узнают из блоков «Наполеон и его "Великая армия"» и "М. Кутузов и русская армия".
Переломным моментом в Отечественной войне 1812 года стала Бородинская битва, которой посвящен блок "Бородино". Педагог рассказывает дошкольникам о сра-жении, а затем они вместе с родителями посещают Панораму "Бородинская битва" и Кутузовскую избу, в которой узнают о последствиях Военного совета в Филях (блоки "Панорама Бородинской битвы", "Военный совет в Филях"). По итогам этих мероприятий дети совместно с родителями оформляют выставку работ, посвященную битве и своим впечатлениям о музеях.
Дошкольники узнают от воспитателя, что Москва так и осталась непокоренной. Тщетно ждал Наполеон ключи от столицы... Он вошел в пустой, объятый пламенем город. Педагог показывает детям слайды, иллюстрации горящей Москвы(блок "Приход Наполеона в Москву. Пожар").
На защиту Родины встали и крестьяне, организуя партизанские отряды (блок "Партизанское движение"), что помогло армии М. Кутузова приблизить долгожданную победу над врагом (блок "Победа России в Отечественной войне 1812 года"). На занятиях дети узнают о подвигах героев Отечественной войны, а также названия улиц, станций метро, памятников и монументов, которые увековечили их подвиг (блоки "Галерея героев", "Герои и события в памятных исторических местах нашего района Москвы").
По окончании проекта в дошкольном учреждении организуется музы-кально-литературная композиция "Уж постоим мы головою за Родину свою" (приложение 2).
Собирая материал об Отечественной войне 1812 года, педагоги узнали много интересного и смогли донести эти сведения до воспитанников. Благодаря проекту воспитатели привили детям чувства любви к Родине, гордости за свое Отечество, уважение к людям, защищавшим свою страну, пополнили знания об истории России и организовали тесное сотрудничество педагогического коллектива с родителями.
Можно с уверенностью сказать, что в рамках данного проекта была проделана большая работа, благодаря чему все участники образовательного процесса готовы к празднованию этой знаменательной даты.
Памятники Отечественной войны 1812 года в Москве
Улицы Москвы: - Большая и Малая Филевские;
- Улица 1812 года;
- Первая и Вторая Бородинские улицы;
- Кутузовский проспект;
- Багратионовский проезд;
- Улица Барклая;
- Улица генерала Ермолова;
- Улица Раевского;
- Суворовский бульвар;
- Улица Дениса Давыдова;
- Улица генерала Дорохова;
- Смоленская улица;
- Площадь Победы;
- Поклонная улица;
- Манежная улица.
- Бородинский мост. Сооружен в 1912 г. через реку Москву и соединяет Смоленскую и Б. Дорогомиловскую улицы.
- Панорама "Бородинская битва". Сооружена Францем Алексеевичем Рубо и открыта в 1912 г. в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 г. она была демонтирована и после длительной реставрации вновь открыта для всеобщего обозрения к 150-летию битвы в 1962 г. в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте.
- Кутузовская изба. Стоит в месте, где в начале XIX в. действительно находился дом главнокомандующего русской армией Михаила Кутузова. Это был первый музей Отечественной войны 1812 года.
- Памятник М.И. Кутузову и славным сынам русского народа. Поставлен в 1973 г., в год 160-летия кончины главнокомандующего, перед музеем-панорамой "Бородинская битва" (скульптор Н.В. Томский).
- Триумфальная арка. Была построена в 1829–1834 гг. (восстановлена в 1968 г.) по проекту архитектора О.И. Бове. Она повторяла триумфальные постройки Древнего Рима, возводилась из кирпича и была облицована белым известняком. Арку высотой 28 м венчает колесница, запряженная шестеркой лошадей, которой правит крылатая Богиня Победы.
- Храм Христа Спасителя. В самом центре Москвы на народные пожертвования был воздвигнут этот огромный и величественный памятник героям 1812 года. Лучшие живописцы Отечества трудились над украшением храма. Внутри на мраморных досках были начертаны названия всех полков, участвовавших в освободительной войне, и имена особо отличившихся офицеров и солдат. Золотой купол храма был виден за 30 верст от Москвы.
- Московский Манеж. Был построен в честь 5-й годовщины победы над Наполеоном для проведения парадов, смотров войск, строевых занятий и верховой езды. Сейчас это Выставочный зал.
- Александровский сад. Назван в честь Александра I. Был открыт после Великого пожара 1812 г. Здесь протекала небольшая речка Неглинка, которую решили заключить в кирпичную трубу и в 1820 г. устроить сад, ставший местом памяти. Сюда к Вечному огню москвичи и гости столицы постоянно приносят цветы.
Приложение 1
Календарно-тематический план работы по ознакомлению детей
старшего дошкольного возраста с событиями Отечественной войны 1812 года
старшего дошкольного возраста с событиями Отечественной войны 1812 года
Месяц | Блок | Мероприятия | Участники |
Сентябрь | Сбор информации о событиях Отечественной войны 1812 года. Военно-исторический праздник на Бородинском поле проводится в первое воскресенье сентября. В этот день организуется экскурсия детей и родителей на Бородинское поле, в Спасо-Бородинский женский монастырь, где устраивается выставка "Военная художественная игрушка" | Воспитатели, родители | |
Октябрь | История Москвы – история Отечества | Беседы с детьми об истории Москвы XIX в.: показ иллюстраций, слайдов (Москва в начале XIX в.: архитектура, уклад жизни богатых и бедных людей), чтение стихотворений | Воспитатели, дети, родители |
Ноябрь | Наполеон и его "Великая армия" | Рассказ о начале Отечественной войны 1812 года. Показать детям портрет Наполеона и рассказать о том, кем был этот человек, как началось вторжение французов в Россию. Описать армию Наполеона, в которой были солдаты из разных стран, захваченных им ранее, оснащение, амуницию и вооружение. Показать детям иллюстрации с изображением французских солдат, орудий, слайды начала Отечественной войны 1812 года. Изобразительная деятельность дошкольников: рисунки солдат французской армии, лепка – вооружение французской армии | Воспитатели, дети, родители (подготовка слайдов) |
М. Кутузов и русская армия | Показать детям портрет М. Кутузова и рассказать о том, кем был этот человек, прочитать отрывки из произведений о нем. Беседа о русской армии: кавалерии, пехоте, егерях, гусарах, гренадерах, пионерах (саперах), уланах, кирасирах, драгунах. Показать иллюстрации с изображением солдат русской армии и ее вооружения. Рассказать о сопротивлении русской армии наступлению Наполеона. Изобразительная деятельность детей: рисунки солдата русской армии, лепка – вооружение русской армии | Воспитатели, дети, родители (подготовка слайдов) | |
Декабрь | Бородино | Рассказ о Бородинском сражении, чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино", показ иллюстраций и слайдов с изображением поля до и после сражения, рассказать о подвиге участников Бородинского сражения | Воспитатели, дети, родители |
Январь | Панорама Бородинской битвы | Экскурсия детей с родителями, лекторий | Дети, родители |
Военный совет в Филях | Дети вместе с родителями посещают "Кутузовскую избу". Беседы воспитателя с дошкольниками о посещении музеев в рождественские каникулы, участие детей и родителей в выставке детско-родительских работ "Моя Бородинская панорама" | Воспитатели, дети, родители | |
Февраль | Приход Наполеона в Москву. Пожар | Продолжить беседы о Наполеоне и его вторжении в Россию, планах завоевать Москву. Рассказать детям о сражениях французских и русских солдат, показать иллюстрации Москвы того времени (город в огне). Подготовить и показать слайды Москвы во время сражений, вспомнить с детьми панораму, которую они видели в музее, показать видео с панорамой поля боя. Рассказать о бегстве Наполеона из Москвы | Воспитатели, дети, родители |
Партизанское движение | Продолжить беседы об Отечественной войне 1812 года. Рассказать детям о партизанском движении и его героях: Д. Давыдове, М. Платове, Г. Курине, В. Кожиной. Показать портреты этих героев, рассмотреть, как они одеты и чем вооружены. Прочитать отрывки из произведений. Изобразительная деятельность детей: рисунки, лепка – партизаны и партизанское движение | Воспитатели, дети, родители | |
Март | Победа России в Отечественной войне 1812 года | Рассказать детям о разгроме армии Наполеона в России и во всей Европе, вспомнить хронологию Отечественной войны 1812 года. Изобразительная деятельность детей: коллективные рисунки, лепка – сюжеты Отечественной войны, которые запомнились дошкольникам | Воспитатели, дети, родители |
Галерея героев | Вспомнить с детьми героев Отечественной войны 1812 года (П. Багратиона, М. Барклая-де-Толли, Н. Раевского, Н. Дурова, братьев Тучковых, подвиг Леонтия Коренного). Показать их фотографии, репродукции картин с изображением этих героев, рассказать о художниках, написавших картины, подготовить и показать слайды с изображением памятников героям Отечественной войны. Организовать чтение отрывков из произведений разных писателей | Воспитатели, дети, родители | |
Апрель | Герои и события Отечественной войны 1812 года в памятных и исторических местах Москвы | Рассказать детям о том, что многие улицы и проспекты, станции метро г. Москвы названы именами героев Отечественной войны 1812 года. Также в их честь установлены памятники и монументы, открыты исторические музеи. Предложить детям и родителям прогуляться по Кутузовскому проспекту, побывать на станциях метро и других улицах, названных в честь героев этой войны. Подготовить видео и слайды достопримечательностей Москвы, связанных с Отечественной войной 1812 года и ее героями. Изобразительная деятельность детей: предложить в любой технике изобразить наиболее понравившееся место, где они гуляли с родителями | Воспитатели, дети, родители |
Май | Музыкально-литературная композиция "Уж постоим мы головою за Родину свою" | Подготовка к празднику "Уж постоим мы головою за Родину свою", посвященному Отечественной войне 1812 года, с показом отрывков из кинофильмов "Гусарская баллада" и "Война и мир" | Воспитатели, дети, родители |
Приложение 2
Сценарий музыкально-литературной композиции
"Уж постоим мы головою за Родину свою"
Действующие лица: "Уж постоим мы головою за Родину свою"
- Ведущий (Взрослый)
- Наполеон, Гусары – пехота, Гусары – кавалеристы, Солдат с манифестом, Партизаны – крестьяне, Дамы (Дети)
(Занавес закрыт. На сцене стоит стол, на нем лежит карта мира.)
Ведущий:XIX век… 1812 год… Чем удивит? Что принесет?
В тот год решил Наполеон все страны подчинить…
И вот готовится к войне…
(Выходит Наполеон, подходит к карте, рассматривая ее, делает пометки.)
Наполеон:Да. Так тому и быть. Мне будет армия нужна: Французской маловато. Возьму Германию, Италию…
И вот они – солдаты!
Хочу Россию подчинить,
Хочу в Москву войти.
Все я сумею, все смету преграды на пути!
(Наполеон уходит.)
Ведущий:
Россия – мирная страна, войне никто не рад:
Крестьяне хлебушек растят,
Дворяне все на бал спешат,
Все, впрочем, как всегда!
(Открывается занавес. Бал. Дамы и гусары вальсируют. На экране демонстрируются кадры из кинофильма Э. Рязанова "Гусарская баллада" (1962 г.), сцена "Объявление войны". На сцену выходит солдат со свитком в руках.)
Солдат: Русский император Александр I издал Манифест.
Попросил народ свой, ради чести,
В силу кровной мести,
Отстоять Отчизну, отстоять страну.
И Кутузова направил,
Чтоб войска он все возглавил.
Так ответил на войну (закрывает свиток).
Нас войной не запугаешь,
Дух славянский не задавишь!
(Гусары надевают кивера. Дамы, прощаясь с ними, машут платочками и уходят. Выходит барабанщик, гусары исполняют перестроения под марш (по выбору музыкального руководителя), затем тоже уходят. На сцену возвращаются дамы и ведут между собой разговор.)
1-я дама:Нам в стороне стоять нельзя, Смотрите, что скажу вам я:
Умею спицами вязать, свяжу для армии носки.
2-я дама: А я свяжу жилет.
3-я дама: А я сошью кисет.
4-я дама: А если нужно, я пойду работать в лазарет.
Дамы (все вместе): Мы только вместе победим,
Войны и горя не хотим! (Уходят).
(Демонстрируются сцены сражений из кинофильма С. Бондарчука "Война и мир" (1967 г.), воспитатель читает текст.)
Ведущий: Сражались русские войска
Отважно и удало,
За Родину, Отчизну-мать
Их полегло немало!
(Дети исполняют танец-импровизацию "Гусары с саблями", муз. с диска "Классика в современных ритмах" в исполнении В. Мэй. Затем продолжается демонстрация кадров из фильма "Война и мир". Ведущий читает текст.)
Ведущий: И Полоцк пал, и Орша, Минск – Пока силен француз.
Смоленск оставлен. Это так.
Но мы с тобою, Русь!
(Дети исполняют танец-импровизацию "Гусарская конница", муз. с диска "Классика в современных ритмах" в исполнении В. Мэй. Затем продолжается демонстрация кадров из фильма "Война и мир". Ведущий читает текст.)
Ведущий: Уж месяц как идет война. Подходит враг к полям Бородина.
И целый день идет сражение одно,
В котором русские непобедимы все равно.
(Дети исполняют танец-импровизацию "Орудия к бою", муз. с диска "Классика в современных ритмах" в исполнении В. Мэй. Гусары заряжают пушки ядрами, идут "военные действия".)
1-й гусар: Там впереди Москва! 2-й гусар: Об этом помнит каждый!
3-й гусар: И план Кутузова отважный – немного отступить…
4-й гусар: Чтоб силы сохранить!
5-й гусар: И вот Наполеон в Москве,
Москва пуста, в огне пылает.
Врагу Москва враждебно отвечает.
(Гусары уходят. Выходят крестьяне-партизаны в лаптях, с дубинами, вилами, рогатинами.)
Партизаны: Все на защиту Родины идут И партизанскую войну ведут!
(Партизаны исполняют старинную солдатскую песню "Солдатушки, браво, ребятушки", муз. и сл. народные.)
Партизаны: Мы только вместе победим, Войны и горя не хотим!
(Партизаны уходят. Демонстрируются кадры из фильма "Война и мир" (пожар в Москве). Ведущий читает текст.)
Ведущий: Горит Москва, но не сдается, И над врагом огнем смеется!
(Дети исполняют "Танец огня" под музыкуИ.С. Баха "Токката". Затем под "Марш Радецкого"И. Штрауса выходят гусары, торжественно проходят и выстраиваются. Партизаны также проходят в зал, встают между ними.)
1-й гусар: Наполеон не сразу понял, Что с Россией войну проиграл.
2-й гусар: И что Россия – это сила!
Все вместе: Тайком во Францию бежал!
1-й партизан: Своим врагам мы скажем честно:
Не знаем страха мы в бою!
Все вместе: Уж постоим мы головою за Родину свою!
(Гусары и партизаны вместе исполняют песню на мотив "Давным-давно", муз. Т. Хренникова, сл. Г. Гладкова, из фильма "Гусарская баллада".)
Все вместе (поют): В сраженьях всякое бывает, И каждый знает, что сраженье – не кино.
Там храбрость, смелость выручает.
Давным-давно, давным-давно, давным-давно!
Пусть враг забудет про Россию,
Но будет помнить, будет помнить лишь одно:
Его прогоним, как и прежде.
Давным-давно, давным-давно, давным-давно!
(Под музыку А. Петрова из фильма Э. Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово" выходят дамы с цветами и вручают их гусарам и партизанам.)
1-я дама: В честь Победы над врагом Торжествует все кругом!
2-я дама: Всех на бал зовут оркестры
В славу доблести и чести!
(Объявляется бал. На усмотрение музыкального руководителя эта часть праздника может быть заполнена знакомыми детям парными бальными танцами: полькой, вальсом, полонезом, мазуркой. Можно организовать также индивидуальные выступления с игрой на музыкальных инструментах, в оркестре. Дошкольники могут сыграть в музыкальные игры, аттракционы, исполнить стихотворения, посвященные событиям 1812 г.)
М.А. Воронкова,
заведующий ГОУ "Детский сад № 333" г. Москвы;
И.В. Минчукова,
старший воспитатель ГОУ "Детский сад № 333" г. Москвы;
Л.В. Рыбакова,
музыкальный руководитель ГОУ "Детский сад № 333" г. Москвы
заведующий ГОУ "Детский сад № 333" г. Москвы;
И.В. Минчукова,
старший воспитатель ГОУ "Детский сад № 333" г. Москвы;
Л.В. Рыбакова,
музыкальный руководитель ГОУ "Детский сад № 333" г. Москвы
Веста, спасибо за интересный материал по Отечественной войне 1812 г. Очень нужный и своевременный.
ОтветитьУдалитьЛюдмила, всегда рада помочь. Но, в общем-то, я ведь просто "копаю" интернет по определенным темам, и тащу всё, что нашла, к себе в блог)))
ОтветитьУдалитьВеста, спасибо за подборку материала!
ОтветитьУдалитьСпасибо, очень хорошая разработка.
ОтветитьУдалитьЕлена.
Сейчас В связи с 200-летием Отечественной войны 1812 года каждый день в рекламе выступают артисты, рассказывающие о героизме защитников. Полностью с этим согласен. Но поражает уже несколько раз высказанная тема: надо ли было отдавать Наполеону столицу? О какой столице речь? Столицей Российской империи в 1712 году (за 100 лет до наполеоновского нашествия) был провозглашён Санкт-Петербург. Не совсем понятно почему для нападения на Санкт-Петербург, действующую столицу, Бонапарт выделил лишь 10-ую часть своей армии, а основную массу двинул на Москву. Очевидно туда отвлёк его Кутузов. Кстати группа северного направления наполеоновских войск дошла лишь до Риги. Взять её не смогли. Там и завязли.
ОтветитьУдалитьДа, Кутузов провел хороший маневр.А есть источники, которые говорили бы о том, что и как двигало главными мира сего?
ОтветитьУдалить