11 янв. 2012 г.

Война 1812 года в картинах Верещагина

 Источник: 
http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post165409022/

Художник Василий Верещагин/Война 1812 года

Серия, посвященная войне 1812 года, была начата еще в Париже, и до конца дней она оставалась главным делом художника. Однако ее замысел претерпевает существенные изменения: из сюиты картин о Наполеоне и его русском походе она обращается в национальную историческую эпопею.
Художник Василий Верещагин В штыки! Ура! Ура! (Атака). 1887-1895
ataka (700x641, 276Kb)
Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части.
Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России

Наполен и маршал Лористон, 1900
napoleon (700x590, 61Kb)
В Кремле - пожар!
fair (635x700, 209Kb)
Наполен на Бородинском поле
borodinskoe (700x491, 172Kb)
Наполеон. Дурные вести из Франции
bonapart (611x700, 205Kb)
Наполен у Москвы. В ожидании депутации бояр
u-moskvy (700x641, 145Kb)
Конец Бородинской битвы, 1900
war-1812-year (700x450, 76Kb)
Великая армия. Ночной привал
army (700x477, 80Kb)
В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк, психолог. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.
Ярославль. Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
papert (700x517, 73Kb)
Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел "Старый партизан".
С оружием в руках - расстрелять!
soldiers (700x512, 108Kb)
Не замай, дай подойти
war (700x632, 242Kb)
Его живописная манера вновь меняется: он избегает эскизности исполнения (во всяком случае, в картинах, где важен психологический момент), ищет экспрессию фигур, для чего пристально всматривается в искусство актерского перевоплощения и приемы построения театральной мизансцены. Его композициям присуща театральность, оттенок мелодраматизма. Как и для большинства реалистов, для Верещагина камнем преткновения была работа по воображению; все, что лежит за пределами непосредственного наблюдения, дается ему с трудом.
Отступление. Бегство на большой дороге
winter (700x492, 162Kb)
Серия "Наполеон I в России" впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. Ни один из коллекционеров и музеев не выразил готовности приобрести ее. После долголетних переговоров и проволочек серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве). Тем не менее многим из входящих в нее картин суждена была впоследствии широкая популярность. В конечном счете именно верещагинская серия формировала представление широкого зрителя об эпохе Отечественной войны 1812 года.

3 комментария:

  1. прекрасная тематика

    ОтветитьУдалить
  2. Великолепная подборка, воспользуюсь завтра на мероприятии. Спасибо, Веста!

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить