11 янв. 2012 г.

Новые формы работы в детской библиотеке. БиблиоВидеоСтудия (BVC)

По просьбе Медведя-краеведа публикую пост  о работе нашей БиблиоВидеоСтудии (BVC), подготовленный  М.А.Микийчук (главным мозговым центром, режиссером-постановщиком-сценаристом-техническим редактором... в общем, руководителем студии).
Некоторые моменты (конкретная продукция  BVC,  опыт работы летом 2012 г.) уже освещались ЗДЕСЬ .  Последняя работа, созданная за зимние каникулы - ЗДЕСЬ
Но сначала - несколько вступительных слов от меня - о том, как появилась сама идея такой формы работы.

Надо сказать, что съемки видеосюжетов для оформления библиотечных мероприятий у нас велись уже на протяжении двух лет.  Да и кто из вас, коллеги, этого не делает?))))))))
С появлением НОКАУТа в  подготовке клипов  стали принимать участие не только библиотекари, но и ребята-подростки -  они не только с удовольствием выступают в роли актеров, но и в последнее время активно участвуют в придумывании идей-сценариев.
Систематическое ведение блогов  также провоцирует активизацию данной работы - посты хорошо бы как-то украшать, фотографиями или клипами... и просто замечательно, когда подобные "изюминки" постов - эксклюзивные, сделанные в библиотеке.
В рамках программы летних чтений-2011 почти стихийно, безо всякого планирования родилась идея создания фильма о библиотеке, а вокруг идеи довольно быстро сформировался летний клуб активных ребят-участников, которые на протяжении месяца почти ежедневно приходили в библиотеку и снимали фильм. Подробнее об этом рассказано в отчете ЗДЕСЬ . Что примечательно, эта работа объединила подростков и ребят помладше, участвовали многие библиотекари, и всем было интересно.
Вот тогда и стало понятно, что пора уже писать отдельный проект по БиблиоВидеоСтудии. Ведь работа уже ведется систематически, развивается и явно вызывает живой интерес читателей ВСЕХ  возрастов. А раз так, то мы решили включить в работу и родителей (если получится))). 
Небольшая выдержка из нашего проекта:
Работа в БиблиоВидеоСтудии основана на синтезе методик развивающего чтения , предполагает углубленную работу с книгами, уроки компьютерной грамотности (знакомство с программами  Movie Maker? Adobe Photoshop и др.), творческую деятельность, тренинги по работе в команде.
  • Реализация данного проекта:
  • позволит обеспечить оригинальный развивающий, обучающий и творческий досуг городских семей;
  • будет способствовать распространению в родительской среде наиболее эффективных методик развивающего чтения, апробированных в МУК «ЦСДБ им. А.С.Пушкина;
  • обеспечит наглядность в организации библиотечных мероприятий;
  • позволит создать эксклюзивные библиотечные информационные, библиографические и рекламные ресурсы;
  • сделает Семью полноправным социальным партнером Детской библиотеки в деле приобщения к чтению и творческого развития детей.
Теперь мы ищем спонсоров, проект требует немалых средств, компьютерных программ и пр. и пр....  А пока все сюжеты для клипов-фильмов-презентаций ведутся на личные фотоаппараты сотрудников или ребят, обработка и вёрстка материалов идет дома, в нерабочее время, поскольку наши компьютеры всё это не тянут.
М.А.Микийчук. О работе BVC

На самом деле, для детей видеоролики — это фактически самая наглядная форма работы. Выставки — это для них бывает слишком сложно (во всяком случае, для большинства): дети с удовольствием проходят конкурсы, но с трудом воспринимают факты, как бы те ни маскировались под интересные и увлекательные. Презентации с фотографиями — уже интересней, но как много познавательного вы можете «запихать» в простые картинки? Разве что сделать их неким подобием демотиваторов, а как-то... Уж слишком на колени перед массовой культурой, по моему мнению. Аудиокниги — это интересно, но слишком скучно долго воспринимать голос без изображения. А вот видео — идеальный вариант. Если сделать несколько динамичных роликов со сменой людей на нём, с юмором, весёлой музыкой, а также если на видео будут сами дети — это окажется беспроигрышным вариантом.
В таком формате можно выпускать абсолютно любое видео — от развлекательного до познавательного, главное — делать видео не слишком перегруженным (можно разбить на несколько выпусков, малый формат также легче готовить), не забывать о смене планов (один и тот же план и один и тот же человек на нём сейчас заставляет детей машинально нажимать на крестик наверху видео).
С какими сложностями сталкивается человек, снимающий видео?
Во-первых, сложности технические. Правда, они легко преодолимы — это мы «выпендриваемся» на программе Sony Vegas (я знаю ещё пару библиотекарей, которые тоже работают в ней, хотя и на более сложном уровне — готова петь им гимны стоя), а ведь можно взять и простой Movie Maker – очаровательная простейшая программа, входящая в состав стандартных программ почти каждого компьютера, со встроенной инструкцией внутри, в которой можно «сшивать» и «резать» кусочки ваших отснятых видео, ставить милые переходы, титры — это там можно делать просто, весело и очень-очень быстро. То есть, алгоритм прост: вы снимаете материал, вы его ставите в нужном порядке, вы сохраняете готовый файл, с которым можно работать не только на определённом мероприятии, но и использовать его в дальнейших занятиях. Просто, удобно, быстро.
Во-вторых, сложности моральные. Это работа с детьми. И дети (большинство детей) чувствуют себя неловко даже когда вы их фотографируете — съёмка же приводит их в ужас. Точнее — в УЖАС. =) Некоторые попросту отказываются, не слушая дальнейших возражений, некоторых нужно уговаривать (иногда ну очень долго), успокаивать, заставлять улыбнуться, потому что если ребёнок перед камерой чувствует себя неловко, это сразу же заметно. Лучше всего уговаривать весело и уверенно, мол, всё хорошо, не понравится — переснимем. .. В общем, съёмка — дело непростое. Впрочем, не настаиваю на своём способе, вполне возможно, что дети слушаются и когда с ними говорят серьёзно и строго, не проверяла. =) Мне нравится, когда на видео дети смеются.

Кроме того, есть одно важное условие, о котором вы должны помнить. Я серьёзно. Это крайне важно. Готовы? Когда вы снимаете, вы ни на секунду не должны вспоминать о том, что вам это видео ещё резать. Поэтому когда дети начинают дурачиться, делать что-то не так, ни в коем случае не думайте об тех бессмысленных унылых часах, в которых вы будете вырезать эти неправильные кадры, которые вам никогда больше не пригодятся, вытаскивая те 30 секунд из всего этого, которые вам изначально были нужны. Как только вы начинаете думать о том, как всё плохо, ваше кислое лицо и резкие окрики тут же заставляют детей смотреть в камеру уныло и печально — и думать о весёлом времяпровождении, как о самой тяжёлой обязанности. Разумеется, никакого весёлого и динамичного ролика при этом не выйдет.
И помните, пожалуйста: дети быстро устают повторять одно и то же. Если у них не выходит что-то, они с каждым разом будут сниматься всё хуже и хуже. Если не получается одно — попробуйте другое. Пусть это будет не то, что вы задумали, но от души — и понравится ребёнку. Главное — импровизация.
Ну а теперь немного о том, что уже наснимали мы. =) От теории к практике. В эти новогодние каникулы мы снимали ролик поздравлений с Новым годом. Это благодарное занятие, потому что не требует жестких рамок, как, скажем, социальные ролики: ведь дети вольны в выборе стиля поздравления. Единственное, что требуется от вас — это сделать несколько заготовок (которые всё равно вряд ли кому-то пригодятся, шёпотом добавила я) для тех детей, которые вообще не любят связывать а и б, точнее, не могут этого сделать, потому что их творческие способности... Ну, скажем так, не слишком развиты от природы.
Главное, что требовалось — это обеспечить фон и настроение. Настроение у всех было более или менее праздничное, а фон составляла сама библиотека, украшенная к Новому году. Самой большой трудностью оказалось найти детей, которые не против были бы поздравить хоть кого-то — как только у меня в руках оказывалась камера, все внезапно притворялись, что они только-только на пять минуток тут, вообще погулять вышли, они носом в книге, они ужасно заняты, они нииии-заааа-чтоооо не будут сниматься, потому что у них ужасный голос, они не причёсаны, они не знали, они не любят себя на видео.
Зато малыши обожают сниматься. И выглядят на видео всегда естественно, и родители часто приходят посмотреть на своих очаровательных детей, и сами дети смотрят на себя с удовольствием и смешливым смущением... В общем, один сплошлой позитив. Главное при этом — выглядеть уверенно. Даже если это и не так, но что я вам объясняю. =)
Самое удивительное заключается в том, что со временем дети... привыкают к съёмкам. Уже спокойнее реагируют на предложение сняться, даже с удовольствием предлагают свои варианты для тех же самых поздравлений. Например, лично я очень удивилась, когда фактически все дети отказались от предложенных мною вариантов, сказав: «Мы сейчас сами придумаем всё». Это было очаровательно и очень мило с их стороны, так что я лично возлагаю большие надежды на съёмки поздравлений ко Дню Святого Валентина (пусть даже и тема там более щекотливая, зато более личная). А для тех, кто ну вообще очень стеснялся перед камерой, уже был заготовлен второй вариант: по одной простой фразе - «С Новым годом!!!»
В общем, снимать видео не так сложно: главное — позитив, уверенность, идея... и ребята. А остальное — приложится. =)

12 комментариев:

  1. Какой-какой я центр? Х))))

    ОтветитьУдалить
  2. Как здорово вы работаете, и как талантливо Маша написала. Пришлось признать практически себя во взаимоотношениях со СМИ (особенно вооружённых камерой) :"все внезапно притворялись, что они только-только на пять минуток тут, вообще погулять вышли, они носом в книге, они ужасно заняты, они нииии-заааа-чтоооо не будут сниматься, потому что у них ужасный голос, они не причёсаны, они не знали, они не любят себя на видео". Как будто за мной подсматривала. На выучку что ли к вам отправиться?

    ОтветитьУдалить
  3. Нет, просто я сама так делаю. ))) Только никому не говорите, я ведь обычно стою с другой стороны камеры. ;) И управляю процессом.

    ОтветитьУдалить
  4. Вы снимаете отличное и очень творческое видео. Получаю удовольствие от вашей работы и пытаюсь учиться у вас. Спасибо!
    Юля Наталушко (chitariki)
    почему-то не работает опознавание аккаунта с жж...

    ОтветитьУдалить
  5. Большое спасибо за отзывчивость и оперативность.
    Очень-очень интересно! Я так долго собиралась попросить поделиться ценным опытом, а ответ почти молниеносный:-) Надеюсь, продолжение следует? Будет здорово узнать о разных аспектах работы, советах, рекомендациях, наработках. При случае порадуйте читателей блога.

    ОтветитьУдалить
  6. comte-monte, на самом деле, мы ооооочень надеемся всё-таки вытащить Вас к нам. Тем более, что и знаменательное событие в следующем году предвидится - юбилей библиотеки в конце мая.Только у нас есть свои "шкурные" интересы: хочется увидеть Ваш мастер-класс.:))))

    ОтветитьУдалить
  7. Юля, ну, тогда мы взаимно учимся))) Я в восторге от ваших мастер-классов и от клипов, которые вижу в блоге

    ОтветитьУдалить
  8. Медведь-краевед, продолжение, конечно, будет. Ответ быстрый, потому что Маша хорошо и быстро пишет, да и проект я только-только написала, как раз продумывала, что да как... И вообще, тема у нас актуальная и быстро развивающаяся. В том смысле, что мы видим все больше вариантов тем для видеостудии. Раньше это были в основном отчетные клипы, слайды к занятиям, а сейчас уже кипит детское творчество. Думаю, актуальны и интересны будут экспромт-опросы (в библиотеке, на улицах города). Их могли бы проводить сами подростки. Видеореклама книг (НДК не за горами))), демотиваторы по ключевым темам воспитания. Мы обычно выставляем продукцию BVC в наших блогах.
    P.S. А вообще, перечитав пост-статью Маши, я подумала, что самый главный смысл такой работы - в процессе. даже не в выходе продукции.

    ОтветитьУдалить
  9. Юль, фигаааа, учится она у нас, кто в Sony Vegas умеет со слоями работать, это я о ком, ты думаешь, писала, как о людях, которые круче? ))) Не своди меня с ума, смотри лучше со мной "Шерлока". ;))))
    Веста, не соглашусь. Мне кажется, что смысл всё же в выходе продукции. Сам процесс, лично для меня, непродуктивен. Я считаю, что его можно улучшить, если набрать так называемую "съёмочную бригаду" из детей, но для этого нужно время, силы и желание. Вон у Юли, когда они офигенный мультик снимали, все раскрашивали, было клёво. А тут процесс очень силозатратный получается - и нигде не освещается, фактически просто время тратим. Я считаю, что только готовый фильм имеет вес. Закадровые моменты должны оставаться за кадром - и для тех же детей никакой смысловой и развлекательной нагрузки (пока что?) не несут, потому что в результате получается, что они принимают в этом более или менее пассивную роль.
    comte-monte, ДАДАДА. Юбилей библиотеки. Мастер-класс!!!

    У меня тоже через жж не прошёл. ЛиН.

    ОтветитьУдалить
  10. Маш, смотря для кого ты видишь этот смысл. Я не тебя имела ввиду (хотя, думаю, ты добровольно тратишь столько времени на эту работу, потому что тебе нравится процесс создания фильма, задумки сюжета, поиска ...э...как это..сцен? ракурсов? и пр. Для нас, библиотекарей - да, выход продукции в виде клипа иллюстрирует работу видеостудии, позволяет доказать что-то начальству, красиво позиционироваться. Детям тоже, конечно, важно увидеть конечный результат. Но ведь сам процесс их творчества и развития идет по ходу действия, им нравятся репетиции, общение.... Вообще, видеостудия выигрышна тем, что можно посмотреть продукт. Но ведь схожая работа идет и во время большинства библиотечных занятий - дети что-то театрализуют, отвечают на вопросы, мастерят, пишут... Всё это остается теплым комочком воспоминаний в памяти ребенка, чувством удовлетворения в душе библиотекаря. Но в отчете - это сухие цифры, к сожалению, не больше.
    И вот да, опыт Юли и их библиотеки пора бы уже перенять - делиться с подростками участием в некоторых процессах обработки и склеивания фильма. Я понимаю, что иногда легче самому все сделать, но пусть пробуют. Однажды научишь - получишь реальных помощников и благодарных учеников. Ведь это многим интересно и полезно будет

    ОтветитьУдалить
  11. Татьяна Михайловна, я об этом и говорю ведь. Для библиотекарей процесс точно не несёт никакого смысла, я их не рассматривала. Я говорю о том, что в данный момент ребята как раз являются скорее ведомыми, так что процесс записи приятных воспоминаний и особого общения не оставляет. Вот если это станет постоянным... В общем, я подумаю, как это изменить. Но пока что - я не соглашусь, к сожалению. Хотя вот те двое, кто придумывал что-то особенно тщательно - они да. Я же говорю, всё в перспективе.
    Нет, у неё была не склейка фильма, это она одна делала, они рисовали все вместе, у них был мультик офигенский. А насчёт склейки фильма... Я подумаю. ) Пока попробую привлекать их к придумыванию текстов, а там уж, глядишь, может, и команда сформируется. ) Увидим.
    Снова МА.

    ОтветитьУдалить
  12. Мне очень понравилась в своё время идея проекта ЦБС Сыктывкара "Чтение как средство самореализации". Работа видеостудии из этой же оперы, по-моему. Библиотека - территория творчества:-)
    Поэтому и процесс, и результат, каждый по своему интересны, дороги, важны.

    ОтветитьУдалить