10 нояб. 2012 г.

Дошкольники. Колокольный благовест (занятие)

Взято ЗДЕСЬ

Занятие в подготовительной группе "О чем поют колокола?"


Цель: Приобщение к истокам русской народной культуры.

  1. Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.
  2. Дать понятия об архитектуре, как искусстве создавать сооружения.

  3. Познакомить со старинными известными архитектурными сооружениями (Храм Василия Блаженного в Москве, Московский кремль, Церковь Рождества Богородицы).

Задачи.
1. Архитектура.

    2. Литейное искусство. Колокола.

    - познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси;
    - дать представления о колокольне (“Иван Великий” - в Москве), звоннице, разнообразии колоколов по размеру, индивидуальном колокольном звоне каждого колокола;
    - дать понятие о памятнике литейного искусства - “Царь-колокол”, об индивидуальной манере и роли династии в мастерстве;
    - познакомить с основными видами колокольного звона, дать понятие о Благовесте;
    - показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре (литературе и искусстве);
    - учить сравнивать колокольную музыку и различать виды колокольного церковного звона.
  • Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.

  • Формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

  • Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов (с изображением русских храмов, Царь-колокола и др.)


  • 3. Духовно-нравственное воспитание.
      4. Самостоятельная художественная деятельность детей.
        5. Развитие речевых навыков детей.

        - учить определять родственные слова:
        колокол – колокольня, колокольный;
        звон – звонарь, звонница, звонить;
        - учить определять состав слова: “Благовест” - благая весть;
        - учить понимать значение слов: "колокол" - зов, шум, крики.
        Развивать связную речь:
        - умение использовать объяснительную речь, речь – доказательство;
        - умение использовать разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты).
        Учить внимательно выслушивать ответы сверстников, помогать им в случае затруднений, доброжелательно исправлять речевые ошибки.
        Предварительная работа.
          Материал к занятию.
            Организация.
            Дети сидят полукругом на стульчиках.
            Воспитатель:
            - Дети, у меня для вас есть две трудные загадки. Хотите подумать и отгадать?
            Голова об шапку – бом!
            И на всю округу – гром!
            Купи, денег не жалей -
            Со мной ехать веселей!
            - Кто догадался, о чем идет речь? Кто догадался, что в первой загадке говорится о колоколе? Почему вы так думаете? (Предложить объяснить свое мнение).
            - Чем отличается вторая отгадка от первой? Или отгадка одинаковая? (Предложить подумать и объяснить: 1 – Колокол. 2- Колокольчик. Чем похожи слова-отгадки: “колокол” и “колокольчик”).
            - На что похож колокол? (Из ответов обратить внимание на сходство с колпаком).
            - Предлагаю повторить скороговорку (по частям – по 2 строки):
            Сшит колпак, вязан колпак,
            Да не по-колпаковски.
            Вылит колокол, кован колокол,
            Да не по-колоколовски.
            Надо колпак переколпаковать,
            Да перевыколпаковать.
            Надо колокол переколоколовать,
            Да перевыколоколовать
            - Видно, вправду скоро сбудется
            То, чего душа ждала:
            Мне весь день сегодня чудится,
            Что звонят колокола.
            (Звучит колокольный звон. Обратить внимание детей на экран). Слайд 1
            - Колокольный звон появился на Руси очень давно. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники.
            Слайд 2
            - Появился первый колокол в 10 веке. Какой сейчас идет век, кто знает? Так вот появился первый колокол более 1000 лет назад.
            Отлит он был из меди и олова. Слово "колокол" означает - зов, шум, крики. Русскими мастерами было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов.
            - А как вы думаете, где размещают колокола? (На высоких колокольнях или в звонницах).
            - Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать, поразмышлять). Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в г. Москве и называется она - "Иван Великий". (Обратить внимание детей на экран).В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение). - Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра. (Предложить послушать набат – тревожный сигнал колокола).
            Слайд 3
            -
            - А самая известная звонница находится г. Ростове. (Предложить полюбоваться красотой звонницы).
            Слайд 4
            - Со всего мира люди приезжают сюда послушать колокольную музыку. (Звучит звук "Ростовских звонниц").
            - Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия: Сысой, Лебедь, Ясак, Голодарь, Баран, Козел, Красный и т.д. Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звенели нежно да звонко. (Предложить послушать звон различных колоколов и определить звучание: красиво, мелодично, звонко…).
            Знакомство с "Царь-колоколом"
            - Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название? (Предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов).
            Слайд 5
            - Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Как вы думаете, почему до нашего времени дошли имена мастеров? Чем они прославились? (Предложить высказать свою точку зрения).
            - Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент. Как вы думаете, почему Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства? (Предложить подумать, поразмышлять).
            Физминутка.
            Музыкальная игра с колокольчиком
            В кругу стоят стулья по количеству детей. Дети присаживаются на стулья спиной в круг. Под музыку легким бегом бегут вокруг стульев, а педагог на один из стульев ставит колокольчик. С остановкой музыки дети присаживаются на стулья. Из игры выбывает ребенок, которому не досталось места. И так далее, пока не останется 1 игрок – победитель.- Колокольчики делают разной формы и из разных материалов. (Обратить внимание детей на экран, предложить полюбоваться красивой формой, необыкновенным узором, выбрать понравившийся колокольчик, объяснить свой выбор).
            Слайд 6, 7.
            Обратить внимание детей на выставку “Колокольчики”.
            - Ребята, я приглашаю вас на выставку. (Дети рассматривают на выставке разные колокольчики).
            - Посмотрите, здесь есть необычный колокольчик - валдайский. Послушайте, как он звенит. Звоном валдайских колокольчиков восхищался А. С. Пушкин, а люди, когда слышали их голос, заранее знали: мимо едет тройка, везет то ли почту, то ли гостей.
            - Хотите узнать, откуда появились валдайские колокольчики? Вот послушайте легенду о валдайских колокольчиках.
            В 1478 г. по приказу московского князя в Великом Новгороде сняли вечевой колокол и перевезли его в Москву. Колокол благополучно добрался до столицы, где был перелит в другие колокола. Но легенда гласит, будто по дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики.
            - Красивая легенда, правда?
            Устройство колокола
            - Хотите узнать, как устроен колокол?
            Слайд 8.
            - На что похож колокол? (Предложить сравнить колокол с похожими по форме предметами; вспомнить, с чем колокол сравнивается в загадках).
            - Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать? (Предложить подумать и высказать свое мнение).
            - Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике.
            - Играть на колоколе непросто, эту работу выполняет - звонарь. Как вы считаете, как появилось слово “звонарь”? Какие родственные слова вы можете назвать? (“Звон”, “звонить”, “звонарь”, “звонница”, “звонкий”, “Звенигород”, “звонкоголосый”…- Предложить объяснить смысл каждого слова).
            Слайд 9 (зачитать стих).
            Легенды колоколов
            - О колоколах сложилось много легенд.
            * Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.
            * Говорят, что под колокольней не живут крысы. Почему? (Предложить детям подумать и высказать свое мнение).
            * С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались “ботала”, и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.
            * Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу. (Позвонить над каждым ребенком колокольчиком, уточнить: каким стало настроение?). Не зря ведь говорят в народе: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…” (С. Трофимова).
            О церковном звоне "Благовест"
            - Самый главный из церковных звонов - "Благовест".
            Слайд 10 (Слушание пасхального звона).
            - Звучал он в пасхальную неделю, когда праздновали праздник "Пасху". В этом звоне слышится призыв: "К нам…, к нам…, к нам". В это время разрешалось любому человеку подняться на колокольню и позвонить в колокола. Существует пословица: "В светлую седмицу, кто не звонарь".
            (Предложить детям стать звонарями, взять понравившийся колокольчик и позвонить - индивидуально и всем вместе).
            - Хорошие у нас звонари! А теперь я предлагаю вам стать мастерами литейного дела. “Отливать” колокольчики мы будем не из чугуна, не из металла. Отгадайте, из чего:
            Пыхтит, кряхтит, вверх ползет,
            Недосмотришь – упадет,
            Но не больно ему. Почему?
            Изготовление именных колокольчиков из соленого теста
            - Пока наши колокольчики подсохнут, предлагаю поиграть и стихи нам прочитать!
            Игра “Жмурки с колокольчиком”

            Педагог:
            - Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства. Недаром в старинной песне поется: “Москва златоглавая, звон колоколов…” (Предложить послушать фрагмент песни “Москва златоглавая” в исполнении ансамбля “Золотое кольцо”).
            - Колоколам и колокольным звонам многие известные поэты посвятили стихи. (Предложить детям рассказать выученные заранее стихи).
            Колокол дремавший
            Разбудил поля,
            Улыбнулась солнцу
            Сонная земля.
            Понеслись удары
            К синим небесам,
            Звонко раздаётся
            Голос по лесам.
            Скрылась за рекою
            Белая луна,
            Звонко побежала
            Резвая волна.
            Тихая долина
            Отгоняет сон,
            Где-то за дорогой
            Замирает звон.
            * * *
            Мчатся тучи, вьются тучи;
            Невидимкою луна
            Освещает снег летучий;
            Мутно небо, ночь мутна.
            Еду, еду в чистом поле;
            Колокольчик дин-дин-дин...
            Страшно, страшно поневоле
            Средь неведомых равнин!
            А. С. Пушкин
            Отрывок из стихотворения "Бесы"
            1826-1830
            - Пора пришла украсить колокольчики необыкновенным узором – каким только душа пожелает. Предлагаю взять волшебные краски (гелевые) и приступить к работе. (Роспись на колокольчиках на фоне исполнения русской народной песни “Москва златоглавая”).
            - Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких.
            Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики вместе с добрыми пожеланиями - нашим гостям. (Дети дарят сувениры гостям).
            - Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.

            Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Считалкой выбирают двух водящих – игрока с колокольчиком и "Жмурк у", которому завязывают глаза. Игрок с колокольчиком, непрерывно позванивая, убегает, а "Жмурка" его догоняет. Если поймает, то игроки меняются ролями. Если не – снова выбирают считалкой.

          • Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.

          • Музыкальный центр, диск с записью колокольного звона (звон Пасхальной Москвы – Благовест (Валерий Гаранин), Ростовские звоны).

          • Мультимедийная презентация "О чем поют колокола?"

          • Выставка “Колокольчики” (разные виды, из разных материалов).

          • Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, звонниц и колоколов).

          • Заготовки колокольчиков из соленого теста, гель для рисования, салфетки.


          • Лепка колокольчиков из соленого теста.

          • Оформление презентации.

          • Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.

          • Оформление выставки “Москва златоглавая”.

          • Экскурсия на выставку “Храмы России” (макеты, иллюстрации).

          • Экскурсия по Москве (с использование презентации для старших дошкольников).

          • Заучивание стихотворений А.С. Пушкина,

          • Развивать интерес к речи как особому объекту познания:

          • Вызвать желание применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.

          • Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

          • Учить осваивать новые способы работы с разноцветной, блестящей гелевой краской.

          • Дать понятие о литейном искусстве на Руси:

            Комментариев нет:

            Отправить комментарий