16 мар. 2016 г.

«Девочка, хочешь сниматься в кино?»: BVS в детской библиотеке

Опубликовано:
Библиотечное дело. – 2015. - № 5 (239). – С. 23-24.

Анна Сергеевна Борисова, заведующий отделом «Отрочество»
МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина» г. Саров
Приблизительно в последние пять лет создание библиотечной видеопродукции приобрело большой размах. Это подтверждают многочисленные конкурсы буктрейлеров, а также  включение в различные библиотечные тематические  конкурсы номинации «видеоролики».  Да и библиотечные интернет-представительства пестрят собственной видеопродукцией.
В некоторых библиотеках страны создание видеопродукции поставили на поток, несмотря на высокую трудоемкость этой работы. Почему такое происходит? Вот аргументы, которые мы определили для нашей библиотеки.
Мы считаем, что создание библиотечной видеопродукции - это требование времени. Не секрет, что быстрое развитие цифровых источников информации и развлечений  вытесняют из жизни современных людей книгу. А мы, библиотекари, призваны её продвигать. Видеопродукция бывает агрессивной и навязчивой, но она легче цепляет и задерживает внимание, чем чтение.
Мы решили, что можно взять на вооружение сильные стороны видеороликов, которыми пестрит Интернет. И стали снимать свое видео - о библиотеке, книгах и чтении. При этом мы одновременно «убиваем нескольких зайцев»:
1)  сами делаем себе рекламу и распространяем  в Сети;
2)  предлагаем детям оригинальный, увлекательный вид досуга – участие в создании видеоролика. Причем этот досуг построен на синтезе развивающих библиотечно-педагогических методик;
3) расширяем свои знания в области визуальной культуры, проводя методические учебы в коллективе. Просто раньше мы говорили только о библиотечных стендах, плакатах, искусстве оформления выставок – теперь к этому перечню прибавилась видеопродукция;
 4) мы создаем то, что украшает и делает эксклюзивными наши мероприятия – собственную, авторскую видеопродукцию. Здесь срабатывает эффект личной сопричастности: дети и взрослые, видя на экране своих знакомых и ровесников, не остаются равнодушными. Часто наши библиотечные ролики распространяются по Сети самими читателями, точно так же они распространяются в городе – их используют педагоги на уроках, ими делятся с друзьями гордые родители «детей-кинозвезд» нашей BVS.
Мы надеемся, что библиотечное видео вызовет интерес к книжке, про которую оно снято, или к тому, что происходит в библиотеке.
Но даже если процент воздействия на стороннего наблюдателя будет ничтожно мал, есть еще дети, которые участвуют в этих съемках. А значит, читают,  размышляют, рефлексируют и выдают свои креативные идеи о том, КАК сделать видеоролики о книгах лучше.  Именно это наша приоритетная задача – развивающая индивидуально-групповая работа с читателями, личностное общение с ними, живой разговор о книгах, о чтении, о библиотечной жизни. По сути, это библиотечный клуб. Задумывалось всё именно для этого, хотя эффект оказался шире  - проект BVS
из числа тех, которые находятся на пересечении реальной и виртуальной жизни библиотеки и эффективно действуют в обоих направлениях.

Я озвучила плюсы, которые мы видим в работе Библиовидеостудии. Но, конечно, здесь есть и минусы. Решение заняться видеосъемкой в библиотеке влечет за собой  расширение списка профессий, навыки которых придется осваивать.
И, если педагог, психолог - это близкие нам смежные профессии, то  журналист, видеорежиссер, оператор, монтажер видео – это совершенно «из другой оперы». Еще два существенных нюанса:
1)    Для освоения навыков последних трех профессий необходим определенный уровня технических знаний, которых, чаще всего, у библиотекарей нет.
2)    Как правило, совмещать в себе все три роли - видеорежиссера, оператора, монтажера видео – в библиотеке приходится одному человеку, решившему проявить инициативу и начать самостоятельное создание библиотечных видео. Ему придется самостоятельно отвечать на возникающие в процессе работы вопросы: с помощью каких приемов донести до зрителя свою идею? Как правильно держать камеру в руках,  выставлять свет при съемке и компоновать кадры при монтаже? Каким образом сделать видеонарезку, чтобы из часового отснятого материала получился трехминутный ролик, логически завершенный и цепляющий внимание зрителя?
Всё это требует массу времени и беспрестанного самообразования. Но с опытом многие процессы отлаживаются, заранее предусматриваются возможные ошибки и времязатраты значительно сокращаются.

За три года существования нашей BVS (библиовидеостудии) мы научились:
- заранее обговаривать с библиотечными актерами нюансы съемки,  ребята лучше и более четко играют,
- нам уже меньше приходится «вычищать» бракованных кадров при монтаже, а иногда получается снять нужный сюжет с первого раза и вовсе без монтажа,
- натренированный мозг на лету выдает идеи новых проектов и отдельных роликов для BVS, сценарии уже практически не прописываются, а рождаются экспромтом по ходу съемок.
         Мы поняли, что библиотечные видеоролики могут быть разных жанров, и подход к съемкам одного жанра  может кардинально отличаться от другого. К примеру, видеорепортаж  требует навыка работы экспромтом, умения «ловить момент».  Съемки  же буктрейлера или рекламы мероприятия ведутся на основе сценария, здесь можно заранее продумать мизансцены, отрепетировать. Вот примерный перечень жанров библиотечного видео :
- видеоанонсы мероприятий,
- мультимедийное оформление к ним,
-  видеоотчеты,
- видеоинтервью, опросы,
- видеопоздравления,
- буктрейлеры,
- творчество детей на тему книги и библиотеки (выразительное чтение, театрализацию произведений, клипы на  авторские стихи и песни…)

За последние два года нашей BVS реализовано несколько крупных проектов:
- Новогодняя творческая видеомастерская (ноябрь-декабрь 2011г, 7 роликов)
- Серия буктрейлеров (апрель-август 2012, 4 ролика)
- ЗОЖ_Sarov.ru (февраль-март 2013, 10 видеороликов)
- «В десятку!» (июнь-август 2013, 7 роликов)
- «ВНИИЭФ вчера, сегодня, завтра» (сентябрь-ноябрь 2013, 5 видеороликов).

Эти проекты сыграли свою роль в жизни библиотеки, в развитии социального партнерства не только в нашем городе, но и за его пределами.
Так ролики проекта ЗОЖ_Sarov.ru снимались в тесном сотрудничестве со спортивными школами, этот проект стал победителем областного конкурса «Здоровый я – здоровая страна!». Проект «В десятку!» реализовывался совместно с московским объединением детских писателей и издательством «ЖУК», от которого мы получили книги на призы участникам. Конкурс видеороликов «ВНИИЭФ вчера, сегодня, завтра» был ключевой составляющей грантового проекта, ставшего победителем конкурса социальных проектов РОСАТОМа. Это позволило заработать библиотеке 165 тыс. рублей.
Недостатка в актерах мы не испытываем – детям это интересно. Библиовидеостудия - увлекательная,  комбинированная форма работы, которая начинается с обсуждения идеи будущего фильма, совместного написания сценария,  отбора реквизитов, чтения необходимой литературы, репетиций, озвучивания... и всего прочего, что связано с видеосъемками.
BVS хороша и как вариант каникулярной, летней работы, причем она может быть и
индивидуальной, и групповой. У нас уже стало традицией, что площадка видеостудии включается в список каникулярных мероприятий и библиотечных  квест-игр. Задания предлагаются самые разные: экспромтом сыграть литературного героя, озвучить видеоролик, на камеру  дать интервью   и т.п.
Так что за три года Библиовидеостудия стала неотъемлемой частью жизни нашей библиотеки.



Комментариев нет:

Отправить комментарий