Что делает библиотека в виртуальной среде? Помимо профессионального общения и самообучения? Много ли библиотек работают в блогах на читателя-пользователя? И, если есть такие, то как строится эта работа?
Со взрослыми библиотеками всё более или менее ясно. Сайты, так же как и блоги, здесь вполне оправданы и работают на ту самую группу пользователей (реальную или потенциальную), которую должны обслуживать.
При кусающихся ценах в СМИ виртуальная среда - прекрасная возможность порекламировать себя и свои фонды, рассказать о новых услугах, дать информацию, в которой заинтересован читатель... По моим наблюдениям, таких блогов взрослых библиотек немного, и они в основном рассчитаны не столько на диалог, сколько на информирование.
С детскими библиотеками в виртуале одни проблемы. Взять хотя бы сайты. Для кого они?
Сейчас у нас встаёт вопрос о сайте, поэтому хотелось бы разобраться.
Во всех сайтах детских библиотек есть входы "для педагогов и родителей", "для подростков", "для детей"... ну, или примерно так. Идет деление по возрастным категориям. С первыми двумя категориями у меня вопросов не возникает, а вот с последней...
Со скольки лет дети становятся самостоятельными пользователями интернета? Правильно ли делать вход для детей дошкольников и школы? Они там бывают? Может, логичнее сделать этой вход "семейным"?
Просто по моим наблюдениям и исследованию, которое мы провели в прошлом году, ребята ответили, что стали пользоваться интернетом с 12 лет. Некоторые и позже. Да и родители высказались в том духе, что не хотели бы раньше пускать своих детей в интернет.
Конечно, есть дети, которые в интернете уже с дошкольного возраста. Но это, на мой взгляд, пока исключения.
Вопрос с блогом детской библиотеки так же открыт. Для кого мы его ведём? (если ведём для читателей, а не для профобщения)?
Самый простой вариант - блог детской библиотеки в помощь педагогам, родителям ... (опять же, для взрослых). То есть, конечно, относительно простой - труд огромный, отбор информации, тексты... но, по крайней мере, не требуется адаптировать эти тексты для детского возраста. И более-менее понятно, о чем писать.
Но моя золотая блогомечта - сделать блог для общения с детьми и подростками. Блог, созданный и ведущийся библиотекарями и ребятами вместе. Думаю, именно общение здесь будет первостепенно, информирование должно идти очень ненавязчиво (но, конечно же, оно должно быть).
Вопрос 1. Нужен ли такой блог детской библиотеке? Может быть, наши дети сейчас и так слишком перезагружены?
Выскажу своё мнение. На мой взгляд блоги - замечательная развивающая и обучающая среда. Очень дисциплинирует мысли и письменную речь. Учит писать экспромтом, вести переписку-диалог (ну чем не эпистолярный жанр??). А если контент подобран хорошо, то и обучение, и информированин идет полным ходом.
Вопрос 2. Если на первый вопрос ответ положительный, то встаёт вопрос о раскрутке. Как это сделать? СМИ не поможет. Дети и подростки не читают взрослые газеты, не смотрят новости. Пожалуй, может сработать реклама на мониторах в торговых центрах, или растяжки на улицах, но это дорого. Можно попробовать короткую рекламу на музыкальных радиоканалах, но это не наглядно (картинка бы нужна, и текст - адрес блога, слуховая память может не сработать).
Индивидуальная реклама-информирование в стенах библиотеки... возможно. Но тоже малоэффективно. По крайней мере, у нас она малоэффективна. Лишний раз убеждаемся, что подростки смутно представляют, что такое блоги. И, оказывается, что у многих еще дома нет интернета. Отсюда очень смутное представлени е о поиске в интернете и пр.
Так как же привлечь к чтению блога детей и подростков? Как сделать их равноправными партнерами-блогерами?
Мне кажется, что можно попробовать фронтальный обход школ с занятиями, рассказывающими о блогах и блогерах, с презентацией блога детской библиотеки и в заключении с предложением к ребятам: "Одно (два, три..) место библиоблогера пока вакантно... не хотите попробовать свои силы? Поговорить со страной, со взрослыми и ровесниками в виртуале, высказать свое мнение об уроках литературы (как их сделать лучше??), о книгах?". Подростки могут писать наравне с нами.
И, думаю, подобные встречи-занятия можно и нужно проводить в младшей школе. Только здесь предложение может быть другого плана: "хотите узнавать все библионовости первыми? Хотите видеть, как прошли праздники в библиотеке? Посмотреть фотографии и, возможно, увидеть на них себя или друзей? Заходите вместе с родителями в наш блог!".
В блоге детской библиотеки можно устраивать виртуальные конкурсы и голосования. Можно проводить опросы, викторины...
Вообще, малыши вряд ли смогут комментировать посты. А вот читать - это им по силам, если контент подобран правильно. А с подростками очень даже можно поговорить.... если они заинтересуются))).
Библиотекарь-блогер, библиотекарь, "зависающий" в соцсетях - это хорошая шок-приманка для детей и подростков. Проверено на собственном опыте))). Так что, думаю, выходы в школы с подобными презентационными занятиями могли бы сработать. Надо проверить.
Может быть, у вас есть свой интересный опыт раскрутки блога или сайта в своем городе? Или есть какие-то идеи по ведению блогов и сайтов детских библиотек? Поделитесь, пожалуйста.
Со взрослыми библиотеками всё более или менее ясно. Сайты, так же как и блоги, здесь вполне оправданы и работают на ту самую группу пользователей (реальную или потенциальную), которую должны обслуживать.
При кусающихся ценах в СМИ виртуальная среда - прекрасная возможность порекламировать себя и свои фонды, рассказать о новых услугах, дать информацию, в которой заинтересован читатель... По моим наблюдениям, таких блогов взрослых библиотек немного, и они в основном рассчитаны не столько на диалог, сколько на информирование.
С детскими библиотеками в виртуале одни проблемы. Взять хотя бы сайты. Для кого они?
Сейчас у нас встаёт вопрос о сайте, поэтому хотелось бы разобраться.
Во всех сайтах детских библиотек есть входы "для педагогов и родителей", "для подростков", "для детей"... ну, или примерно так. Идет деление по возрастным категориям. С первыми двумя категориями у меня вопросов не возникает, а вот с последней...
Со скольки лет дети становятся самостоятельными пользователями интернета? Правильно ли делать вход для детей дошкольников и школы? Они там бывают? Может, логичнее сделать этой вход "семейным"?
Просто по моим наблюдениям и исследованию, которое мы провели в прошлом году, ребята ответили, что стали пользоваться интернетом с 12 лет. Некоторые и позже. Да и родители высказались в том духе, что не хотели бы раньше пускать своих детей в интернет.
Конечно, есть дети, которые в интернете уже с дошкольного возраста. Но это, на мой взгляд, пока исключения.
Вопрос с блогом детской библиотеки так же открыт. Для кого мы его ведём? (если ведём для читателей, а не для профобщения)?
Самый простой вариант - блог детской библиотеки в помощь педагогам, родителям ... (опять же, для взрослых). То есть, конечно, относительно простой - труд огромный, отбор информации, тексты... но, по крайней мере, не требуется адаптировать эти тексты для детского возраста. И более-менее понятно, о чем писать.
Но моя золотая блогомечта - сделать блог для общения с детьми и подростками. Блог, созданный и ведущийся библиотекарями и ребятами вместе. Думаю, именно общение здесь будет первостепенно, информирование должно идти очень ненавязчиво (но, конечно же, оно должно быть).
Вопрос 1. Нужен ли такой блог детской библиотеке? Может быть, наши дети сейчас и так слишком перезагружены?
Выскажу своё мнение. На мой взгляд блоги - замечательная развивающая и обучающая среда. Очень дисциплинирует мысли и письменную речь. Учит писать экспромтом, вести переписку-диалог (ну чем не эпистолярный жанр??). А если контент подобран хорошо, то и обучение, и информированин идет полным ходом.
Вопрос 2. Если на первый вопрос ответ положительный, то встаёт вопрос о раскрутке. Как это сделать? СМИ не поможет. Дети и подростки не читают взрослые газеты, не смотрят новости. Пожалуй, может сработать реклама на мониторах в торговых центрах, или растяжки на улицах, но это дорого. Можно попробовать короткую рекламу на музыкальных радиоканалах, но это не наглядно (картинка бы нужна, и текст - адрес блога, слуховая память может не сработать).
Индивидуальная реклама-информирование в стенах библиотеки... возможно. Но тоже малоэффективно. По крайней мере, у нас она малоэффективна. Лишний раз убеждаемся, что подростки смутно представляют, что такое блоги. И, оказывается, что у многих еще дома нет интернета. Отсюда очень смутное представлени е о поиске в интернете и пр.
Так как же привлечь к чтению блога детей и подростков? Как сделать их равноправными партнерами-блогерами?
Мне кажется, что можно попробовать фронтальный обход школ с занятиями, рассказывающими о блогах и блогерах, с презентацией блога детской библиотеки и в заключении с предложением к ребятам: "Одно (два, три..) место библиоблогера пока вакантно... не хотите попробовать свои силы? Поговорить со страной, со взрослыми и ровесниками в виртуале, высказать свое мнение об уроках литературы (как их сделать лучше??), о книгах?". Подростки могут писать наравне с нами.
И, думаю, подобные встречи-занятия можно и нужно проводить в младшей школе. Только здесь предложение может быть другого плана: "хотите узнавать все библионовости первыми? Хотите видеть, как прошли праздники в библиотеке? Посмотреть фотографии и, возможно, увидеть на них себя или друзей? Заходите вместе с родителями в наш блог!".
В блоге детской библиотеки можно устраивать виртуальные конкурсы и голосования. Можно проводить опросы, викторины...
Вообще, малыши вряд ли смогут комментировать посты. А вот читать - это им по силам, если контент подобран правильно. А с подростками очень даже можно поговорить.... если они заинтересуются))).
Библиотекарь-блогер, библиотекарь, "зависающий" в соцсетях - это хорошая шок-приманка для детей и подростков. Проверено на собственном опыте))). Так что, думаю, выходы в школы с подобными презентационными занятиями могли бы сработать. Надо проверить.
Может быть, у вас есть свой интересный опыт раскрутки блога или сайта в своем городе? Или есть какие-то идеи по ведению блогов и сайтов детских библиотек? Поделитесь, пожалуйста.
Дети давно в сети, мы это понимаем. Из разговора первоклассников: "Ты после школы когда в "Одноклассниках" будешь?"
ОтветитьУдалитьБиблиотека может это пребывание и общение сделать более полезным с помощью блога.
Ты правильно подметила, Таня, что ведение блога здорово развивает. Поэтому можно организовать при библиотеке кружок,(сообщество) юных блогеров. В некоторых школах таким образом блоги дети ведут (с школьными библиотекарями и учителями, конечно).
Возможно, здесь лучше сделать блог тематическим. Скажем, есть при библиотеке студия "Оригами", и блог на эту тему, с демонстрацией работ, схем, общение и т.д. Дети вместе со взрослыми пишут онлайн дневник о жизни своего клуба.
Это требует много сил и времени. А как иначе?
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьА у вашего "Нокаута" есть виртуальная страничка?
ОтветитьУдалитьkotbibliofil : Да, у ребят виртуальная страничка вконтакте http://vkontakte.ru/id85940417#/club21527969
ОтветитьУдалитьНо это закрытая группа "для своих". Нокаутовцы там обсуждают сценарии, назначают встречи и решают прочие организационные моменты. Т.е. это организационная площадка. Я, например, в эту группу не вхожа, идеи до поры до времени держатся в секрете))). Из библиотекарей - только два человека, непосредственно работающих с группой.
Ох, сколько тяжёлых вопросов...
ОтветитьУдалитьОпять же, убеждаюсь, что в разных регионах - разные проблемы. Опыт Сарова, с большой вероятностью, не совсем подойдёт Москве. Мне кажется, тут надо привлекать к работе психологов. Потому что а) разное отношение к интернету у разных семей. б) Кроме того, хороший психолог подскажет, какими приёмами и какого рода контентом лучше пользоваться. Поможет сориентироваться одним словом.
Тут надо работать с родителями. Надо привлечь их на свою сторону, доказав им развивающую и образовательную стороны блогов.
Тут надо вообще работать широко, потому что браться за это поле напаханное при разрушенной у нас фундаментальной культуре обучения... дело очень сложное.
Библи:-)тека
ОтветитьУдалитьКать, ну и ранние у вас детки :-) У нас такие случаи пока единичны. Родители 3-4-х-классников начинают причитать и переживать, если чадо в этом возрасте заводит страничку вконтакте. И, судя по разговору с такими ребятами, родители контролируют и время, и те места, куда ребенок ходит в интеренете. Прошлым летом и к нам в библиотеку приходили - расспрашивали, правда ли мы детям разрешаем туда ходить, контролируем ли их.
Вот и хотелось бы узнать об опыте тех библиотек, где блоги ведутся совместно с детьми. Организационные моменты, темы.... как это всё проходит? У нас в рыжем жж в соведущих есть молодой человек, девятиклассник. Но он редкий гость.
*здесь лучше сделать блог тематическим*
ОтветитьУдалитьМмм... Кать, здесь, мне кажется, вполне возможны варианты - как определенная тематика, так и более широкая по охвату тем площадка. Я вчера мысленно накидала штук десять возможных тем для постов. Думаю, сначала ребятам надо будет подкидывать темы, пока они во вкус войдут, мы и сами сначала мучались: о чем бы таком написать?? А сейчас посты рождаются из ничего - случайная фраза, эпизод... И половина этих постов вполне могут вылиться в тематические циклы
BiblioRomantic
ОтветитьУдалитьА у нас психолога в штате нет(((
Но мы попробуем сами привлечь народ. Сегодня обсудили с некоторыми библиотекарями идею. Люди это "видят", т.е. считают, что это вполне реально. Даже сразу назвали двоих ребят, к кому можно обратиться с таким предложением.
Маш, если честно, я не очень поняла, что это за сильно разные условия. У вас есть клубы по интересам? Дети и родители ходят? Вы общаетесь с читателями? Или просто как конвеер выдаете книги, не поднимая глаз? Главное - заинтересовать. Чем легче заинтересовать - классиков 18 века или ведением блога? Мне кажется, всё зависит от таланта библиотекарей строить диалог. Если, конечно, такая цель (диалог) ставится вообще.
Да, о целях еще...
ОтветитьУдалитьМы-то для себя определили именно общение (коммуникативную функцию) как основную функцию. И потому меня так интересует блог, где люди "разговаривают", что-то обсуждают, делятся мыслями и проблемами.
Можно ставить и другую цель - информационную. Здесь важно будет постоянно мониторить информационные потребности, чтобы было актуально. Возможно, попробовать связаться с педагогами, поработать со школьными программами и в нужное время выставлять в блоге нужные дополнительные материалы к уроку, ссылки на полезные источники. А педагоги могли бы рекомендовать бибблог как дополнительный материал.
*внезапная мысль*
ОтветитьУдалитьА вообще, презентационные встречи, посвященные блогу, лучше проводить в формате тренинга, пусть и устного, а не виртуального.Так будет нагляднее. Сказали про то, что блог учит писать экспромтом - покажите на примере (зачитали пост, попросили на листочках высказать свою мысль об услышанном и пт.п.)...
Таня: по поводу "разных условий"
ОтветитьУдалитьТут спор выходит на разность жизни в регионах, причём идёт он давно, и вовсе не все готовы признать, что проблема есть, а она есть независимо от мнения тех, кто не хочет согласиться.
Начну, возможно, издалека: жизнь в Москве дороже? проезд сложнее? Вот если выстроить эти вопросы и подобные, и иметь их ввиду, нарисуется картина безрадостная. Мегаполис давно и сильно придавил очень много людей. То, что я сейчас скажу, будет утрировано, но я хочу, чтобы общая мысль была понятна. Тут никому ничего не надо. Тут каждый сам по себе. Тут никто ничем не интересуется, кроме денег. Тут все злые и серые, потому что все устали. И т.д. и т.п. Есть такая тенденция. Из которой и отношение к библиотеке, в общем, не всегда радужное. И учитывая то, что слишком многие дети живут в бешеном темпе, который их родители с удовольствием поддерживают (вполне справедливо опасаясь, что, вырастая, ребёнок не поспеет за жизнью в мегаполисе, не сможет себя обеспечить), бесплатные и развивающие услуги библиотеки меркнут по сравнению с платными, но осязаемым иностранным языком, танцами, спортом и т.п. На библиотеку и на то, чтобы ещё чему-то обучаться не остаётся ни времени (куча уроков + секции), ни сил (ребёнок вымотан информацией, которую усваивает бездумно, только для зачётов и прочих проверок). И не вытянешь никого в библиотеку лишний раз, потому что ехать далеко и долго, а выходные многие семьи стараются провести на даче, чтобы ребёнок "подышал" нормально.
У вас тоже так? :)
Виртуальное общение с читателями - отличная идея!
ОтветитьУдалитьМы планируем тоже создать свой блог для детей и читателей, но руководитель считает это баловством. Как доказать полезность этой работы(((((
BiblioRomantic
ОтветитьУдалитьМаш, картина ясна)) Всё это понятно, жизнь, конечно, отличается. И расстояния не те и пр.
Но я изначально о другом. У вас в принципе читатели ходят? Кто они? Есть ли среди них постоянные, которые у вас "зависают" или посещают клуб? Спрашиваю, потому что, судя по блогу, клубы у вас есть. А клуб ведь предполагает постоянных участников. Если такая категория читателей в библиотеке есть, то можно что-то пробовать делать.
Вопрос. Все ли в Москве такие богатые, что могут купить детям курсы англ.яз. и пр.? Думаю, нет. В больших городах Америки, насколько я знаю, библиотеки работают в основном на социальнонезащищенные группы населения. Такие группы есть и в Москве. Может быть, попробовать поработать с ними?
У нас город маленький, больших расстояний нет, но в последнее время проблемы примерно те же - перезагруженность детей. Сказывается плотность спецшкол на маленький населенный пункт - два лицея и две гимназии, еще одна школа изо всех сил пытается подтвердить статус лицея. Плюс учреждения культуры (их тоже много), которые буквально отбивают друг у друга детей. Конкуренция у нас большая.
lenagt , это проблема многих библиотек - в плане блогодеятельности инициатива снизу идет. Люди поняли, что надо осваивать виртуальную среду, строить там общение, а руководители все это еще не осознают. И - да, многие руководители считают блоги именно баловством, к сожалению. Хорошо, если палки в колеса не ставят.
ОтветитьУдалитьЗдесь вы не одиноки: большинство библиотечных блогеров ведут эту работу самостоятельно, чаще дома и по ночам, не дожидаясь одобрения руководства. У кого-то уже пришла та стадия, когда "самовольство" подчиненного стало известно на всю страну, блог стал прекрасной площадкой для позиционирования библиотеки, и начальство наконец пришло к пониманию этого, начало одобрять. Но не у всех.
На случай, если вы еще не читали:
это пост, где поднимается проблема, о которой Вы говорите: http://vpereplete.blogspot.com/2011/04/2.html
А это группа в фэйсбуке, где обсуждается предстоящая НЕконференция библиотечных блогеров : http://www.facebook.com/?ref=home#!/home.php?sk=group_105006176253782&ap=1
Веста:
ОтветитьУдалитьКлубы есть, но в них ходят... единицы. Ага.
Есть ещё дети "библиотечные", их тоже не очень много, но они есть. Это некие "брошенные", которые целых день торчат в библиотеке. Почему нет специальной работы с ними, я тебе сказать не могу :)
Но в целом это в сравнении со всей Москвой меньше, чем капля в море.
Откуда берутся деньги на детей мне самой интересно. Мне в последнее время вообще интересно, откуда у людей деньги :))). Видимо, как-то "умеют устраиваться" + сильная экономия. Отдать ребёнка на какие-нибудь курсы - сверхзадача любой семьи, кроме тех, кто "брошены" и тусуются в б-ке. Серьёзно! Впрочем, есть ещё одна категория: те, кто сидят неделю с бабушкой, которая не распоряжается ничем, кроме того, чтобы погулять-накормить, а на выходные - к родителям (которые на неделе, видимо, зарабатывают деньги :))).
На самом деле то, что я сказала выше, я считаю именно "о том", потому что все эти вещи создают "общее мнение", "коллективное сознание" пользователей, ту атмосферу, с которой тут люди живут. Я этим не хочу сказать, что тут невозможно работать, но здесь нужны какие-то другие подходы, может быть, более глобальные. А библиотекари - ведь те же самые люди. Которые зарабатывают и выживают. Тут круг получается :(.
Маш, сейчас библиографы приносили последний номер "Биб.дела", тот, который по веб 2.0, покрутили перед носом, дали посмотреть содержание (веселая компания авторов-блогеров собралась, есть статьи нашей библиотеки, твоя, Ирины-Библиомании, Г.М.Пальгуевой, Пурника..)))
ОтветитьУдалитьУспела только отксерокопировать себе наши две статьи (одна уже несколько устарела, я её еще осенью посылала... так что пора писать новую статью-поправку "Блогомысли. Год спустя"))). Твоё успела прочитать до половины, и забрали:-(. Теперь долго ждать, пока распишут :-(.
Но по сути, ты ведь там поднимаешь вопрос, который обсуждаем в этом посте - детская библиотека в виртуальной среде. Нужен ли нам блог и сайт? Для кого мы их создаем?
Вообще, если уж мы взялись по собственной инициативе за изучение проблемы, то изучать и решать её надо фронтально, искать варианты на все случаи жизни. Мы - в своих условиях маленького города, на нашу аудиторию. Ты - в условиях мегаполиса. Кто-то ещё - в своих особых условиях. Чтобы потом составить мозаику возможностей и приемов работы детской библиотеки в виртуальной среде.
Кстати, о маленьких городах - очень часто слышу, что как раз в маленьких городах трудно организовать библиотечную работу. Людей мало. Условий нет и пр. нНо всё-таки... Я, конечно, убитый оптимист, но я не верю, что выхода нет. И еще я очень верю, что успех любого дела зависит от команды, которая это дело делает.
У нас вот 26 мая в малюсеньком городе два грандиозных события - библиосумерки (флешмоб будет лишь их малой частью) и "ночь в музеев". Куда пойдут люди? Куда решат пойти СМИ? Представители администрации?
Очень многое будет зависеть от умения себя подать, заинтриговать, увлечь... Посмотрим))
P.S. практически)))) Зачем вам "вся Москва"? Ведите "политику малых дел". Ищите "своих", кто рядом, кто близко живет. Или какая-то школа... Мы в 2007 г. закрывались на полгода - переезжали в новое здание, потом долго шло оборудование... Мы не растеряли читателей только потому, что буквально "не вылазили" из школ. А, когда мы открылись, они (учителя и дети) уже без нас не могли, и пришли к нам))). Начните собирать по одному "своих" деток, "своих" родителей, станьте для них родными и незаменимыми. Они потянут за собой друзей и знакомых.. Впрочем, всё это известные приемы)
ОтветитьУдалить:) Мне было неловко саморекламой заниматься :))). Но в принципе да, я там об этом как раз, но только получилось немного уже - ушло в соц. сети. Это как бы начало темы. Плохо то, что писалось это ещё до нового года, а ситуация, как я теперь вижу, меняется стремительно.
ОтветитьУдалитьНасчёт приёмов и работы. Я именно и пытаюсь понять, какая есть разница между разными городами-регионами. + пытаюсь найти какую-то лазейку в тех условиях, о которых я тебе рассказывала. Некому у нас всеми этими вещами заниматься :(. А один не воин, в этом я на своей шкуре убеждалась несколько лет подряд. Поэтому сейчас и испытываю повышенный интерес к виртуальным средствам, тут при определённых условиях можно в одиночку воевать :)).
P.S. Надеюсь, завтра смогу поговорить с С.Г. на тему "вестей с полей". Собственно, я поэтому пока ничего и не делаю на эту тему - всё никак не получалось пообщаться.
ОтветитьУдалить