23 июн. 2011 г.

Мудрые сказки. № 2

Автор - Ирина Леонидовна Егорова. Саровчанка, член Союза писателей России.  Поэт, писатель, бард. Пишет и для взрослых, и для детей.   Вместе с Ириной мы выпустили нашу книгу "Живность цвета огня".
Сказка "ДУША" тоже вошла в книгу. Здесь - текст с комментариями и вопросами по ходу чтения
Д У Ш А
Ты, дружок, знаешь, что такое душа?
Душа (по словарю Даля) — душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство. Мы применяем это слово, когда говорим о нравственных качествах человека или об эмоциональном состоянии (человек большой души, душа не на месте (когда волнуются, тревожатся), взять грех на душу и т. д.).
Если умеешь видеть душевные качества другого человека, понимаешь, какие чувства и эмоции переполняют его – это очень помогает в дружбе.
Душа есть не только у людей, но и у природы — у дерева, леса, полянки, водоема... Я расскажу тебе о Душе одного озера. У него два название — Гадово или Русалочье. Итак, садись поудобнее и читай /слушай  внимательно. А я иногда буду задавать вопросы.

У каждого живого существа есть Душа. Есть она и у окрестных озер и рек. У каждого своя. Единственная и очень хрупкая. Погибнет душа – и водоему не жить. А погубить душу несложно…
Озеро Русалочье, рыбалочье, бобровое,
Взгляд – зеленый с розовым,
Да пена у воды…
Ты, скажи, Русалочье,
Чья голова суровая
Имя тебе выдумала –
Гадовы пруды?
- Здорово, Душа! - Старый бобер выполз на плотину. На его усах блестели капельки озерной воды. - Что поделываешь?
- Дел много, дедушка… Весна – не время скучать. Надо вдохнуть жизнь в цветы ночной фиалки и медуницы. Уже набирает силу сон-трава. А еще, коли не знаешь, надо пошептать над строчками и сморчками, чтобы они нагуляли вес и заулыбались своими морщинами. Того и гляди, грибники пожалуют.
Охота тебе их баловать! Эти завсегда - грибы соберут, а вместо благодарности – вот что оставят. И куда это нам девать?
Бобер повел усатой мордой на головки пластиковых бутылок, которые торчали из бревен плотины.
- Сами же гадят, вот и выходит, что озеро уже не Русалочьим, а Гадовым называют. А ты им подай грибы, рыбу, цветы да еще и музыку свою. Нужна она им! Сама небось слыхала, какую они музыку жалуют…
Душа вздохнула. Прав бобер, что и говорить…
Русалочье озеро было обычным лесным озером. В нем было необычным только две вещи. Первое – оно имело два имени – одно поэтичное, а второе – бр-р! Русалочье и Гадово. И еще – было оно неподалеку от городка, но потому ли, что лежало оно в низине или потому, что дорога к нему была полна поваленных деревьев, к озеру мало кто подходил. И, как у всех лесных озер, у него была Она. Человеческому глазу ее было почти не видно – разве ранней весной. В то время, которое называется Весной Света.

Вопрос на внимательность: Почему к озеру мало кто подходил?
Раньше Она танцевала с сестрами на полянке. Там собирались Души трех сестер – Филлиповских озер – все три упитанные и румяные хохотушки. Сестры смотрели за карасями, которые разводили в озерах монахи местного монастыря, и за это их угощал медом монах-пасечник. Меду у него было много, и сладок он был необычайно!.. Плавно кружилась по полянке Душа Протяжнинского Озера. Она была высока и стройна, как сосны, которые окружали озеро со всех сторон. Души окрестных озер танцевали и пели под музыку луны… Но эти встречи с хороводами давно отошли в прошлое. Душа Русалочьего (или Гадова – как хочешь, читатель) озера даже не знала, живы ли сестры. Старый бобер говорил, что они живы, но боятся разноцветных многоглазых зверей и прячутся по своим заветным чащам.
Жизнь без сестер стала печальнее, но Она и впрямь не любила скучать. По весне, например, разбивала лед, который мешал дышать ее озеру. И деревья и звери замирали от нетерпения, ожидая Дня Освобождения Озера. Потом следовал День Рождения Мать-и-Мачехи. А дальше праздник следовал за праздником…
День Лягушиного Столпотворения, День Соловьиного Упоения, Ночь Расцвета Папоротника. Вообще, свой День был у рыб, птиц и даже букашек в лесу. Даже у ужей был свой праздник в начале августа – День Появления Молодых Ужей. Здесь не любили грустить, вот только старый бобер, очень часто ворчал на свою любимую тему. Вот и сегодня с утра:
- Вот рассуди, некоторые двулапые с длинными огненными палками так говорят: «Убил бобра – спас дерево». Как будто кто-то просит их вмешиваться в наши лесные дела. Мы же плотины строим! Лес прорежаем… А они почему-то воображают, что знают больше нашего. А на самом деле, дальше своего носа не видят… Ты думаешь, они деревья любят? Сам видел – и валят, и ножиками своими режут…
Раньше – прадед-бобер говорил, здесь жили черные двулапые – монахи, и хозяйство у них было хорошее – вон на соседнем Филипповском озере каких карасей разводили! Любо-дорого. Белых, черных… А пасека какая у них была! Меду – видимо-невидимо
– двулапые их в лошадиные хомуты заливали. Хозяйственные были монахи.
Очень я их уважаю за это. Лес берегли пуще глазу. Не в пример нынешним!
- Что такое «лошадиные хомуты»? – спрашивала Она.
Ну-у… Да почем я знаю? Дед мне говорил, а сам я лошадей этих
отродясь не видывал. Вроде похожи на наших лосей…
- Вот ты – Душа моя, слишком наивная, доверчивая. Тебе неведомо, где как
и что, а я тебе вот что скажу… Много-много Душ Озер, Рек и слыхал, даже
Морей, от двулапых… погибло. И сдается мне, скоро на земле душ-то и не останется… Охохонюшки...
С тем старый бобер пошел править плотину, волоча за собой хвост-лопаточку.
Сегодняшний лесной праздник назывался Днем Чистых Небес – время весной, когда небо тянет к себе вверх все, что можно, поэтому из прошлогоднего сора вытягивались зеленые стрелки. Какие они были умытые и глянцевые! Душа целовала каждый листочек и берега озера наполнялась теплом и светом.
Но ее радость опять омрачалась бобровыми жалобами: «Они совсем разучились ходить на задних лапах – заставляют бегать своих разноцветных зверей и возить себя. А чем они кормят их за это – жуть, отрава!.. Поэтому-то от них и валит такой ужасный дым из-под хвоста. А слюна у них цветная, что твоя радуга, но чистая погибель!.. Старые бобры говорят, - зверь понизил голос, - где двулапые искупают своего Змей Горыныча, там жить уже нельзя… Как славно, что у нас здесь завалы и эти мерзкие зверюги не могут сюда добраться…
- А рыбаки здешние? Добро бы ели рыбу свою. А то ведь бросают рыбок на берегу… Или приносят своим кошкам! Вот дожили! Раньше кошки сами себе еду добывали, а теперь… Смотреть противно! Одна надежда на двулапых детенышей. У них вроде что-то осталось нашего, лесного…».
Так бы и шло время в разговорах и страхах, но видно и впрямь день сегодня выдался непростой – в полдень из чащи леса выполз огромный разноцветный зверь. Он был очень большой и, пожалуй, красивый. Остановившись у воды, он застыл, как вкопанный, не щипля травы и не утоляя жажды из озера. Встал ровнехонько там, где ему приказали встать двулапые. Душа замерла, она очень боялась, что двулапые тут же станут его купать и тогда конец ее озеру… Но ничего страшного не произошло.
Один маленький двулапый подбежал к воде.
- Даня, ноги не промочи! – прокричали ему с берега большие двулапые, раскладывая ветки в земляной ямке.
- Ты кто? – тихо спросила Она, не очень-то надеясь на ответ. Взрослые двулапые ее, как правило, не замечали.
- Даня, - улыбнувшись, и глядя прямо ей в глаза, ответил мальчик.
- Так ты меня видишь?! – обрадовалась Она. – «Даня» - это твоя порода?
- Нет, имя. У нас в классе пять Даней. Я Даня Куропаткин.
- Что такое класс?...
- Да и правда, откуда же ты про школу знаешь… Как бы тебе обьяснить – вот видишь, муравейник? В том месте, где я живу много таких муравейников, но они светлые и просторные и живут там люди. А в один муравейник ходят ребята, такие, как я, например. И учат там математику, русский язык и биологию…
- Биологию?...
Да, это… как сказать… наука о вашем озере, зверях, деревьях и о тебе…

Мне кажется, что Даня очень хорошо все объяснил Душе, потому что он ПОНИМАЕТ, что такое муравейник. А ты, читатель, понимаешь это?
- А ты знаешь, кто я?
- Ты – душа этого озера.
- Кто тебе сказал?
- Никто. Сам догадался. Я вообще отличник!
Она не поняла, что такое «отличник», но не стала переспрашивать, боясь нарушить чудесный разговор.
- Скажи, Даня, зачем вы сюда приехали?
- Сегодня воскресенье и во всей стране большой праздник. Мы хотим здесь пожарить шашлыки и поиграть в бадминтон. А заодно посмотреть, что это за место. Мы здесь никогда не были…
Они вдруг замолчали и тут Она тихонько запела:- А ты знаешь, кто я?
- Ты – душа этого озера.
- Кто тебе сказал?
- Никто. Сам догадался. Я вообще отличник!
Она не поняла, что такое «отличник», но не стала переспрашивать, боясь нарушить чудесный разговор.
- Скажи, Даня, зачем вы сюда приехали?
- Сегодня воскресенье и во всей стране большой праздник. Мы хотим здесь пожарить шашлыки и поиграть в бадминтон. А заодно посмотреть, что это за место. Мы здесь никогда не были…
Они замолчали, и тут Она тихонько запела:

Спи, мое озеро,
Спи, мое мелкое,
Где ты, ночное зверье?
Так по сосне соскользающей белкою
Время уходит твое…
Вместо воды больше ила постылого,
Больше коряг и травы…
Спи, мое озеро, спи мое милое,
Старое очень, увы!
Ты, как старушка, укройся туманами,
Рыбок на дно помани.
Травы тебя голосами медвяными
Спросят про прошлые дни.

- Очень хорошо ты поёшь. Если б я так умел, у меня не было бы проблем с музыкалкой…
- Тебе понравилось?..
- Да, красивая песня, только очень грустная… - серьезно сказал Даня. – Может, придумаешь что повеселее?
В следующий раз, когда приедешь, обязательно придумаю что-нибудь повеселее. А теперь мне и впрямь немножко грустно…

Как ты думаешь,  читатель,почему грустит Душа этого озера?...

- Вот, знакомься. - К Дане подбежал мускулистый зверь, похожий на волка с большой пастью и тяжелым и частым дыханием (мальчик всегда с ним разговаривал, как с равным, и зверь понимал его с полуслова). – Дэвид, мой пес. Самый верный друг на свете! Дэвид – это Душа Озера. На нее лаять нельзя! - Даня обнял пса за мощную шею. Дэвид что-то дружелюбно проворчал. - Дорогая Русалочка, спой нам еще что-нибудь…
Она снова запела, и в воздухе будто зазвенели прозрачные колокольчики:
Даже деревья не хлопают листьями,
Воздух звенит, как стекло…
Озеро спит под луной золотистою,
Дышит в ночи тяжело.
Все – от лосей до дружка головастика
Спят в налетевшей тиши.
Вот под тарелкой из белого пластика
Спят домоседы-ужи.
Вот из-под елки в салфетках и соусе
Выглянул дядюшка-еж!
Здравствуй, мой свет, заповедное озеро!
В гости соседей не ждешь?
Здравствуйте, звери, надолго запомните
Наш городской тара-рам!
Кто-то срубает осину уверенно,
Кто – снаряжает крючок…
Гости опасные – птице и дереву
Нужно застыть - и молчок!

Так вот, оказывается, в чем причина ее грусти!

Даня огляделся вокруг и виновато вздохнул:
- Да, конечно, достается тебе от нас. Вот на классном часе предложу, чтобы прийти сюда и основательно здесь убраться.- Он нерешительно помялся. - Только ты уж скажи своим бобрам, пусть они хоть ненадолго нам покажутся… Уж очень хочется на них посмотреть. Мы их не обидим, честно! А еще… Хочешь, я нарисую портрет Дэвида, чтобы он охранял тебя? И напишу внизу «Не сорить!»? Или лучше… я тебя саму нарисую…
- Да? Это мне было бы интересно.Я ведь никогда не видела себя со стороны. А старый бобер и птички никогда мне не говорят, как я выгляжу. Они меня просто ЧУВСТВУЮТ… Птицы говорят, что я похожа на большую синюю птицу, которая летает над озером и рассыпает ольховые семечки по берегам. Лоси говорят, что я – Озерная Прохлада, и меня видно только в июньский зной, когда лоси заходят в озеро и делают «ф-р-р-р!»… А бобер говорил, что я, как его седая бобриха, все время спорю. Но он стар и я для него - как звенящий синий туман над водой. А еще мне говорили, будто я похожа на каплю росы в мохнатом ростке люпина… Или на дятла, который стучит, как лесное сердце… А сестры… они пели, что я – как и они – прекрасная девушка в длинных одеждах… Ты назвал меня Русалочкой… Ты угадал. Из-за меня так назвали озеро еще в давние-давние времена.
- А как ты себя чувствуешь здесь?
- Когда рыба попадается на крючок, я чувствую боль… Когда старый бобер пробует зубами прибрежное дерево, то мне тоже не по себе… Когда ленивые грибники выдирают с корнем молодой подберезовик, мне тоже хочется плакать. Но это все еще можно терпеть. Настоящую боль у меня вызывают лесные пожары! Если бы ты знал, что это за страх!.. Твои родители – очень разумные дву… люди, выкопали ямку для огня. Потом, надо думать, засыплют его землей. Передай своим родным поклон от меня.
Хорошо… Но все-таки ответь – как ты думаешь на кого ты похожа?
Как ты думаешь, читатель, на кого или на что похожа Душа озера?
- Иногда кажется, что вот на этот пень… - грустно улыбнулась Она. Пень на берегу, надо заметить, был весьма внушительным. Видно, когда-то здесь стояло мощное дерево, а потом его кто-то срубил, но огромные корни, как щупальца гигантского спрута, так и впились в землю. А на месте сруба росла высокая травяная копна, в которой ярко желтели какие-то весенние цветы.
И от их цветения шапка сияла, как корона. Трещины на коре походили на глаза и рот. Даня подумал, что он похож на какое-то древнее божество, про которого он недавно читал в книжке…
- Нет, что ты… Это вроде как водяной... А ты красивая и похожа на мою маму… Только когда она была маленькой.
А Душа тихо улыбнулась. Как хорошо, когда рядом есть другая Душа!..
- Знаешь, мне у тебя нравится. Я ведь раньше ничего такого не видел!
ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ
Привет, Озеро! – на берег из лесу высыпала группа маленьких и с ними двое взрослых… нет, не двулапых. Она поняла, что это люди. Они ее видели и здоровались. Большого зверя с множеством глаз рядом с ними не было. Они пришли своими ногами из города.На плакате, который они вкопали в землю рядом с озером, Она увидела нарисованную детской рукой девочку с пеной желтых волос, в голубом платье до пят. Рот у нее улыбался от уха до уха. Стояла она на полянке с синими цветами. Душа опустила взгляд на берег, на котором цвела медуница, и улыбнулась.
И старый бобер, что осторожно выглядывал из-под коряги, вдруг подумал: «Если эти двулапые видят Душу и все понимают – стал быть, не все потеряно?.. И эта девочка будет жить вечно?.. Ладно уж, покажемся им… но всего на чуть-чуть! А то, глядишь, расшалятся..»
А школьники прочитали вслух стих Даниного сочинения, который они с учительницей написали под изображением девочки на плакате:
Знаете, люди – надо признаться:
Звери и птицы - живое богатство!
Елки Живые! Живая – вода!
Помните это, ступая сюда!
Крепко задумайтесь вы головою,
Как не убить нам все это живое?

Вот и закончилась сказка. Надеюсь, она не оставила тебя равнодушным? (ты понял теперь, от каких слов происходит слово «равно-душие»?)
Давай еще немного поговорим о ней.
- О чем эта сказка? С какими чувствами ты её читал?
- Меня очень впечатлили названия праздников, которые отмечала Душа озера. Как ты думаешь, какие еще праздники могут быть у Природы?
- Одно слово было мне совсем непонятно… Ты знаешь, что такое «хомут»? Если нет, то давай заглянем в толковый словарь.
- Душа озера грустит, потому что её дом может погибнуть от рук людей… Я её понимаю. Мой дом – самое уютное место в мире, он мне так дорог… А что такое ДОМ для тебя? Что ты представляешь, когда слышишь слово «ДОМ»? Какие ассоциации возникают?
- Надо знать правила поведения в чужом доме. Чтобы нечаянно не навредить и не обидеть хозяев. Вспомни, как надо вести себя на природе.
- Помнишь, ребята принесли плакат с изображением девочки – такой они увидели Душу озера. Но, может быть, ты увидел ее совсем по-другому? Попробуй нарисовать её портрет.

2 комментария:

  1. Была в нашем посёлке когда-то Берёзовая аллея, а стала Пробковой. Думаю, у каждого есть такие истории в запасе. Мы уже дожили до того, что в Ленинградской области не осталось водоёмов, в которых можно было бы купаться. Запрещено везде! Эта напасть ведь не с неба свалилась... Пусть будет больше таких сказок, чтобы детишки знали, что может быть иначе.

    ОтветитьУдалить
  2. Мудрые сказки раздел Сказки с стихах для дошкольников. Автор - саровская писательница Елена Хлыстова - можно скачать ЗДЕСЬ хотела скачать но перейдя по ссылке увидела надпись Скачать файл

    Книга Хлыстовой.txt
    Размер:13.06 кБ
    Закачан:11 ноя 2011 19:00
    Скачан последний раз:09 июл 2013 21:29
    Dr.Web:Идет проверка файла
    md5:a932764d81f217d6c9455c08b40b0db7
    Закончился срок хранения файла. Файл удален с сервиса.

    ОтветитьУдалить