5 июн. 2011 г.

И снова ЛИБМОБ. Обобщающая статья

Чувствую необходимость отчитаться - обобщающую статью по ЛИБМОБу написала, сегодня отправила в БД. Конечно, отметить получилось далеко не всех,  в формат статьи пятьдесят участников никак не уместились бы, к сожалению.
Публикую  еще здесь,  на случай, если кто-то не выписывает БД, или редакция не возьмет материал.
Не судите строго, в статье много и личных размышлений, моего личного взгляда. Может, кто-то с ним и не согласится.

ЛИБМОБ. На пересечении реальности и виртуальности

Немного лирического вступления
Так случилось, что либмоб-торнадо, в эпицентре которого я оказалась, помимо основных симптомов «болезни» этапов подготовки любого библиотечного мероприятия дал еще и побочный эффект в виде отстраненных вопросов:
- как рождается креативная идея? Где гарантия, что это будет ноу-хау, а не «вновь изобретенный велосипед»?
-Что нужно, чтобы две параллельных прямых (в данном случае виртуальный и реальный библиотечные миры) пересеклись? И нужно ли им пересекаться?
- Зачем вообще всё затеянное было нужно?
Вопросы  не новые и отчасти риторические. Но события развивались так быстро и неожиданно, что дух захватывало от масштабов раскрутки идеи, и пульсирующая полупаническая мысль  билась в мозгу: «Как же всё это получилось?! Этот опыт обязательно нужно отрефлексировать, и -  как бы чего не забыть!».
Вся прелесть и одновременно опасность блоггинга кроется в том, что в любой момент ты можешь проснуться «знаменитым». Люди со всей страны, знакомые и незнакомые, и даже те,, на которых в реале ты  посмотреть боишься, начинают заходить в твой блог, задавать вопросы,  советовать или советоваться – в общем,  общаться на равных…
Страшно было что-то недопонять и тем самым  не оправдать внезапного доверия:
«- У тебя в блоге  тема началась? Значит, здесь и устроим штабквартиру  флешмоба!
- Ему бы название оригинальное, библиотечное… может, либмоб?
- А может, о логотипе подумаем?
- А условия проведения  какие?  …»

 «Когда б вы знали, из какого сора…» сложился рецепт либмоба! Записывайте:
- Один случайный  несерьёзный диалог с читателем-подростком на абонементе
 Вообще-то началось всё с обсуждения ролика о флешмобе ко дню объятий, появившегося вконтакте. Но я, вечно озабоченная вопросом «что будет интересно читателю?», перевела стрелки на своё, родное, и услышала в ответ:
- Каким бы мог быть библиотечный флешмоб? Ну, не знаю… мне только «Операция Ы» на память приходит. Выйти в три часа ночи на улицу и спрашивать прохожих: «Как пройти в библиотеку?!
- Один провокационный комент коллеги в блоге к посту об одном из наших флешмобоввы неправильно трактуете понятие… и вообще, флешмобы как форма работы всем уже надоела!» )
- Один полупровокационный пост-опрос  - он родился от сомнения: а может, мы правда отстали от жизни со своими флешмобами ? Провокацию ввела, чтобы гарантированно получить коменты, на собственном опыте убедилась – она  как ничто другое побуждает к действию, к желанию что-то доказать и оспорить

Добавить еще пару организационных постов, десятки перепостов в блогах коллег и сочувствующих, десятки постов-отчетов о том, как всё прошло… всё:  готова Всероссийская акция – ЛИБМОБ «Как пройти в библиотеку?». Заметьте: не виртуальная, а вполне реальная, с тысячами опрошенных людей и десятками (или сотнями? – время покажет!) вновь записавшихся читателей.
Хроника событий ЛИБМОБа:

8.04.2011. ПТот самый полупровокационный пост  в блоге «Библио-S-путник»:

                Флеш.. арт... фан...... мобы... Как насчёт мозгового штурма??

Библиотечные флешмобы.  Про подобные акции я узнала довольно давно, лет 6-7 назад. Пример коллег впчатлил, но в нашей библиотеке, да и в городе вообще на тот момент это не было актуальным. Все-таки, чего греха таить, библиотеки "пошли в народ" не от хорошей жизни, а по нужде.
Когда у нас нужда возникла, то мне уже набила оскомину "классика" библиотечного флешмоба: встали, открыли книжки, сделали вид, что внимательно читаем (главное, не забыться и не держать книжку вверх  ногами). Неужели других вариантов и идей нет?
Может, поделимся идеями? Ведь в разных городах живем, а дело  общее делаем.  Или  давайте организуем общероссийский библиотечный флешмоб  в какой-то определенный день  после обсуждения идеи здесь,  в виртуале?
К 15.04.2011 –  Определена ключевая идея  акции (опрос на улицах города «Как пройти в библиотеку?»), обсудили детали и варианты (театрализация, раздача флаеров, смайликов и пр.).
 с лёгкой руки блогера из Новочебоксарска Кати Васильковой (блог «2:0 в пользу читателей) библиотечный флешмоб назван ЛИБМОБом.

17.04.2011 – идею пока  поддержали всего четыре библиотеки из городов: Саров, Арзамас, Белово, Новочебоксарск.
24.04.2011 -  утвержден  логотип ЛИБМОБа
29.04.2011 – нас уже 12
1.05.2011 – началось «расповсюживание» в соцсетях
10.05.2011 – нас 28 библиотек
25.05.2011 -  нас 50 библиотек.
До  ЛИБМОБА остались считанные часы. Библиоблоггеры, заручившись поддержкой коллег и читателей, на низком старте – готовятся выйти в реальный мир. Уже нет сомнений, что эта общественная  экспромт-акция приняла размах ВСЕРОССИЙСКОЙ.
География либмоба - от Мурманска до Астрахани  и Краснодара и от Питера до Красноярска. 
Должна признать: при организации мы забыли предусмотреть вопрос о том, куда «скидывать» отчетные посты по ЛИБМОБу. Вернее, я затеяла этот разговор слишком поздно, накануне события, а надо было бы назначить такое «место встречи» еще в контрольном посте, который «расповсюживали». Так что ссылки на отчеты собирала из разных мест, а это не исключает, что кого-то могла просмотреть.
Итоги, идеи, впечатления
Общее действо – опрос «Как пройти в библиотеку?» - обыгрывался по-разному. Где-то «в народ» вышли сами библиотекари (группы от трех до десяти человек). Где-то к ним присоединялись читатели. На мой взгляд, последний вариант более эффектен, если говорить о  главной идее любого флешмоба - внезапность и шок. И  вероятность достижения нужной нам цели  выше, поскольку срабатывает «эффект толпы»: «видите, сколько людей поддерживают библиотеки? Как, вы еще не с нами?!  Присоединяйтесь к читающему большинству!».
В некоторых городах ЛИБМОБ был театрализованным (нашла  Арзамас, Саров). Кое-где он стал началом целой серии мероприятий :
- Краснозерская «Межпоселенческая библиотека» (Новосибирская обл.. ) на центральной площади  устроила праздник библиотечных удовольствий « Войди в библиотеку добрым гостем»

- в Сарове  ЛИБМОБом открылась ежегодная акция «Библиосумерки-2011» (клип-отчет в

блоге «Библио-S-путник».

Несколько приглянувшихся идей из отчетов:
«Библиомания» ( Арзамас Нижегородской обл.) пишет:
Арзамасские библиотекари не ограничились одним днем 27 мая и гуляли по разным районам города целых три дня - 25, 26, 27 мая, опрошено более 600 человек.
Эффектно провела  театрализованный либмоб центральная детская библиотека им.А.П.Гайдара. Сказочные персонажи «заблудились» в незнакомом городе и решили вернуться в свои любимые сказки, который живут в детской библиотеке. Увидев их, редкий прохожий не улыбался и не оборачивался вслед. От желающих фотографироваться не было отбоя.
Войдя во вкус, библиотекари решили зайти в городскую администрацию. Пообщавшись в мэрии с людьми влиятельными и значимыми, они остались довольны - детскую библиотеку знают и любят. Заодно напомнили местным властям о Дне библиотек.

Надежда Михальчук, Белгород:
Приобщили  детей-читателей, чтобы опрашивать людей, нацепили им бейджи с логотипом либмоба.

Пост-отчет в  сообществе «Как пройти в библиотеку?» СОБДЮ собрал оригинальные ответы респондентов. На вопрос: «Не подскажите, как пройти в библиотеку?» им отвечали:
- в 3 часа ночи?!
- Ха-ха-ха! Ну, прямо как в «Ералаше»! (причем тут киножурнал?:)))
- Мы сами неместные.
- Нет-нет, я ничего не знаю, я очень спешу!
- Знаю, и че?!
- Прикольно придумали !
- Решили уже таким способом заманивать в библиотеку??
- А Вам какую? (приятно  услышать такой ответ - народ знает, что в городе не одна библиотека!)
В этом же сообществе  в комментариях к отчету прозвучала мысль: нужно придумать что-то другое, а  не флаеры и буклеты. В больших городах (да и в малых тоже) такие «раздачи» рекламы на каждом шагу. Неоригинально!

Пост-отчет «2:0 в пользу читателей» (Новочебоксарск):
Те, кто правильно указывал путь, получал вкусную конфету и  ... визитку для того, чтобы передать ее тому, кто еще не знает, где мы находимся ( идея вроде той, что в книге Майи Борисовой «Передай добро по кругу»).
Здесь же  вопрос для размышления: Привлеченные к ЛИБМОБу дети очень заинтересовались перспективой иметь в будущем книжку волонтера, где отмечались бы все мероприятия, в которых они участвовали.
Детей сейчас чуть ли не с рождения нацеливают на портфолио. Не знаю, правильно ли это.
Вы как думаете?

Пост-отчет в блоге «Проба пера», Псков:
Сначала сами разыграли сценку чтения в парке. Затем общались с горожанами, причем родителям предлагали тут же почитать немного из предложенных книг своим детям.
ЛибМоб поддержал сетевой проект «Лица Пскова».

Блог «Краевушка» (Красноярск):
Акция показала, что более 50% горожан знают дорогу в красноярские библиотеки. Именно им волонтёры вручали «золотые» (шоколадные) медали, награду получили 200 человек.

Блог «Библио-S-путник» (Саров):
Наш либмоб был костюмированным, проводили его 30 ребят. Шли от торгового центра, задавали прохожим риторический вопрос "Как пройти в библиотеку?"(у нас это все знают), каждому давали приглашение-рекламу с адресом библиотеки, блога "Живность цвета огня" и программой "Библиосумерек".
Главная цель, которую мы ставили, несколько отличалась от цели большинства библиотек. ЛИБМОБовцы должны были привести за собой народ  на «Библиосумерки-2011».  Сделать хорошую рекламу до этого  не получилось - в школах конец учебного года,  выпускные вечера; в этот же день  в городе "Ночь музеев" (вот уж где была мощная реклама!).
 Опросили около 100 человек, а за собой привели около 70. 

Идеи для ЛИБМОБа следующего года нашлись в блоге «Библиоволна» (VolNa , Иваново). Здесь ЛИБМОБ прошел позже, 1 июня, но с большим размахом, вылившись в целый праздник  «На библиотечной лужайке», где ребята:
-  мастерили закладки и супер-обложки для любимых книг, за рабатывали жетоны  и получали призы;
- каждый желающий мог совершенно бесплатно выбрать для себя книгу  из «резервного фонда» библиотеки.
 Станет ли ЛИБМОБ ежегодной  Всероссийской акцией? Это решать всему библиотечному сообществу в целом и каждой библиотеке в частности. На мой взгляд, не стоит вгонять нашу спонтанную, но удачно реализованную идею в официальные рамки.
Хотя игра стоила свеч :
- поисковая система Яндекс выдает на запрос «либмоб» 10 тысяч ссылок,  
- число опрошенных – минимум  5 000 человек (в реальности их значительно больше; а прибавьте еще  непосредственных участников-либмоберов…).
- в большинстве городов акция привлекла внимание общественности, информационную поддержку оказали  местные, региональные и общероссийские СМИ .
Поводов для проведения ежегодного  ЛИБМОБа в конце мая больше, чем достаточно: день филолога, день библиотек, конец учебного года, начало летних чтений…..

В заключении  попробую сформулировать мои ответы (здесь каждый волен соглашаться или нет)  на вопросы, поставленные в самом начале.
Как рождается креативная идея? В истории с ЛИБМОБом их две:
1.Чаще всего причиной  становится недовольство или сомнения, в данном случае - провокационное высказывание коллеги, которое захотелось подтвердить или опровергнуть.
2.Источник библиотечного  креатива – читатели-подростки. Мы в своей библиотеке в этом не раз убеждались, а потому теперь с большим вниманием и доверием относимся к их словам, часто советуемся с ними.
 Где гарантия, что это будет ноу-хау, а не «вновь изобретенный велосипед»?
Её практически нет. Часто идеи витают в воздухе и приходят на ум людям, находящимся в разных уголках Земли. А если учесть, что желания  и цели библиотекарей из разных городов совпадают…
Просматривая посты-отчеты для этой статьи, случайно наткнулась на пост от 4 октября прошлого года в блоге «2:0 в пользу читателей». Пост называется «Флешмоб «Как пройти в библиотеку?» :
«Украинская библиотечная ассоциация объявила 30 сентября Всеукраинским днем Флешмоба. Большинство библиотек приняли участие в этой акции, которая проходила под девизом «Современная библиотек@ – мир новых возможностей».
А мы что замутим на 27 мая - Общероссийский день библиотек?»
Вот мы и «замутили» - на той же самой основе, но в другой интерпретации J. А если еще вспомнить одноименный блог  Свердловской областной детско-юношеской библиотеки…
Так получившийся ЛИБМОБ – это креатив или нет? Что скажете?
-Что нужно, чтобы две параллельных прямых (в данном случае виртуальный и реальный библиотечные миры) пересеклись? И нужно ли им пересекаться?
Нужен кураж, вера в себя и горящие глаза. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери:
«Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль…».
У библиоблоггеров это получилось. Как получилось наглядно показать, что блогосреда – совсем не игрушки «чокнутых на своём интернете», а мощный инструмент  для реализации библиотечных целей как в среде «своих» библиотекарей, так и в среде «власть имеющих», и в среде общественности, т.е. реальных и потенциальных читателей.
 Признайтесь, хоть одно официальное постановление было внедрено и реализовано так быстро и с таким энтузиазмом?
 Зачем вообще всё затеянное было нужно?
Флешмобы эффективны в привлечении читателей,  яркий рекламный ход. Это самое простое объяснение, лежащее на поверхности. Но один дотошный методист,  хорошо знающий работу нашей библиотеки, спросил:
- Вам-то это зачем? Читателей полно, все про вас знают. Чего на улицу-то пошли?
Еще раз перебрав воспоминания и впечатления от участия в наших   последних флешмобах (за полгода их было три: «Читай ижегородское!», «Чтенью – да! Куренью – нет!», ЛИБМОБ «Как пройти в библиотеку?») , мы пришли к такому выводу:
Отличная самоцель флешмоба - не прорекламировать себя перед общественностью (хотя и это было бы хорошо попутно сделать), а встретиться в неформальной обстановке библиотекарям и читателям. И по-доброму подурачиться от души. А если своим дурачеством мы заразим проходящих - так это здорово!  Флешмоб, как и ментос, сближаетJ. НАМ  (детским библиотекарям Сарова) это надо. НАМ это интересно. И нашим читателям тоже, поскольку все флешмоб-идеи претворяют у нас они, а  мы лишь поддерживаем. Нам  скучно друг без друга.
Станет ли это веской причиной для вас – решайте сами.


17 комментариев:

  1. Интересный вариант, зачем это надо. А я еще вот размышляю, видимо тормоз :)

    ОтветитьУдалить
  2. Да, желание пофлешмобить во всероссийском масштабе родилось у меня еще прошлой осенью.
    Здорово, что все получилось :)
    Как не рефлексируй, по-моему, мы молодцы!

    ОтветитьУдалить
  3. kotbibliofil Лучше уж "поспешать медленно"). Допускаю, что я поторопилась с этим отчетом, хотя.. неделю сесть не могла никак, а вчера вот села и за один присест написалось.
    Может быть, когда у Вас вся "картинка сложится" и вопросы получат свои ответы, Вы тоже напишете статью и в блоге опубликуете? Интересно сравнить впечатления и мнения. Их даже надо бы сравнить,устроить групповую рефлексию))

    ОтветитьУдалить
  4. Кать, молодцы, конечно:-)
    Но у меня частенько стали спрашивать: "А зачем все это?" И я часто не нахожусь с ответом. Ведь для работы ответ "просто нравится" - это не ответ(
    Так что я, можно сказать, "прошу помощи зала".

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный5 июня 2011 г., 13:31

    Сложно - когда начинаешь дело, но еще сложнее осознать результат. Все чаще приходит мысль, что "делается хорошее" больше для себя, а не для читателя. Вот именно - интересно! А ведь "интерес" почти философская категория...Интересно мне, а потом интересно читателю, а конечное - читатель пришел, увидел, взял...Всем хорошо!!!!
    Рефлексия хороша сама по себе, а надо идти дальше...Пора новый проект "завсероссировать"! У вас это очень хорошо получается!!! Удачи во всех начинаниях, а мы будем поддерживать.
    С уважением Надежда Точилкина.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный5 июня 2011 г., 21:04

    http://zapad24.ru/news/achinsk/1810-v-achinske-proshel-libmob-foto.html#comment
    ЛибМоб в Ачинске, с коментами читателей

    ОтветитьУдалить
  7. У нас не разу ни у кого не возникал вопрос для чего либмоб. Во-первых, это простая и понятная рекламная кампания для тех, кто не знает, как пройти в библиотеку. В каких-то городах это каждый второй. Мы не просто раздавали визитки, а беседовали с каждым о том, как конкретно ему (студенту, пенсионеру, женщине в декрете) может быть полезна наша библиотека. Получилась одушевленная реклама, что может быть лучше?
    Наша Центральная библиотека параллельно с помощью волонтеров проводила соц. опрос. Кстати, в этот день тоже как Волна они раздавали еще и книжки, принесенные в дар от читателей. (я об этом только потом узнала)
    Если бы это было никому не нужно - не было бы столько участников либмоба. Либмобом теперь, я думаю, можно называть любой библиотечный флешмоб. Разве плохо, если ежегодно во Всероссийский день библиотек мы будем объединятся для того, чтобы отметить этот праздник, еще раз напомнить о себе читателям, коллегам, власти?

    ОтветитьУдалить
  8. Во-вторых, до либмоба мы понятия не имели, что есть такая замечательная детская библиотека в г. Сарове, а вы не знали про нас. Наша дружба уже приносит плоды: мы получили в подарок от вас классную книжку "Живность цвета огня", собираемся с ней творчески работать. Думаю, не только мы приобрели удаленных друзей.
    Из отчетов о либмобе мы черпаем много полезного для себя, появляются новые задумки на будущее. Мне кажется, те хлопоты по организации этой акции, сторицей окупятся у тебя, Веста. То, что не организовали толком место для отчетов - это опыт для будущих акций.
    Здорово, что библиотеки из разных мест подхватили нашу идею. Спасибо им за это! Смотрю отчеты, недовольных нет. Хотят продолжения. Ближе к дате 2012 года можно будет обсудить новые варианты проведения. Штаб квартирой может будет уже другая библиотека. А может (когда пройдет время) вы сами не захотите отдавать эту возможность. Поживем-увидим :)

    ОтветитьУдалить
  9. В-третьих, либмоб - яркий пример возможностей библиотечных блогов. Теперь я могу всегда привести эту совместную акцию в пример, на вопрос "Зачем библиотеке блог?" Мы ведь ведем библиотечные блоги в частности как раз для этих целей, не так ли?
    В-четвертых, в-пятых - пусть напишут коллеги :)

    ОтветитьУдалить
  10. Катя, спасибо, хорошо выстроено, продумано всё)
    Мне кажется, хорошое обоснование именно этого флешмоба - провести опрос населения. В твоём коменте это хорошо прозвучало.
    Исследовательская деятельность библиотек - то, на что руководство (наше, по крайней мере) обращает сейчас большое внимание. Да и для либмобов эта идея неплоха. Мы довольно часто "выходим в народ" - в том числе и участвуем в городских праздниках, устраиваем библиотечную площадку в парке. Так вот опросные листы (1-5 вопросов) у нас с собой теперь всегда. За два часа работы 100-200 человек опрашиваем.
    12 июня вот идем в парк со "стеной"- опросом "За что вы любите Россию?"

    ОтветитьУдалить
  11. Хех... Кать, это называется ты в отпуск ушла?)))))))))

    ОтветитьУдалить
  12. *Надежда Точилкина*
    Точно, мы ведь своим интересом и детей, и взрослых читателей заражаем!
    Думаю,новый проект себя долго ждать не заставит - библиоблоггеры - народ инициативный, выдумщики)))
    Библи:-)тека вот летний парад блогов уже "замутила", там есть о чем поразмышлять, меня вот пост от Volna прямо из равновесия выбил...

    ОтветитьУдалить
  13. *Ачинск*
    Спасибо за поддержку акции!
    Радует, что идея ЛИБМОБа показалась интересной студентам, молодым людям (это я по мотивам коментов к отчету)))

    ОтветитьУдалить
  14. Все блогеры и библиотекари получили удовольствие, новые знакомства и тп см. коменты, а что получили (и получат) читатели? Пользователи? Жители? Кроме того, что узнали как пройти в библиотеку?

    ОтветитьУдалить
  15. izbachka, Вот! Наше обоснование должно быть именно с этим акцентом, согласна!
    Во-первых, потому что именно в этом ключе ждут от нас отчеты чиновники (Зачем нужны библиотеки? что и зачем они делают? выгодны ли мы обществу??)
    А во-вторых... я так понимаю, что если нам все это нравится, то мы - любим свое дело, любим читателей, хотим что-то для них сделать... Так что и наш ответ должен прежде всего предусматривать выгоду и интерес для читателей

    ОтветитьУдалить
  16. Я не чиновница, но все-таки ... в чем тут интерес читателей? Ну придут они после вашего либмоба в библиотеку... ч что...?

    ОтветитьУдалить
  17. Очень хочется поспорить: зачем это надо? затем, чтобы жить! - библиотекам, книгам, - людям, в первую очередь.
    А читатели узнали дорогу... Так дорогу к храму (книги и человека - мы друг без друга не нужны)! "Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?", - или уже не помните такого риторического вопроса. Только в отличие от религиозного заведения, наши храмы должны и развиваться и развивать не только душу, но и действие! Чтобы жить - нужно захотеть построить корабль для плавания в море жизни

    ОтветитьУдалить